Как раз это и имел в виду Жан Руш, когда говорил о «киноправде». Подобно тому, как Перро начал с репортажей-исследований, Руш начинал с этнографических фильмов. Эволюцию этих режиссеров нельзя 1 О критике истины
и почитания, о функции фантазирования и о том, как она преодолевает реальное и фиктивное, о роли и
необходимости «заступников» наиболее важный текст - беседа Рене Алльо с
Перро в: «Ecritures de Pierre Perrault». Edilig, p. 54-56. К этому тексту можно добавить весь
анализ Жан-Даниэля Лафона (Lafond), озаглавленный »L'ombre d'un doute», где кинематограф Перро описывается как искусство «притворства»: персонажи его
«являются вымышленными, хотя это и не существа, принадлежащие сфере
вымысла» (р. 72-73). понять, исходя из
одной только ссылки на недостижимость «сырой» реальности; о
том, что камера оказывает воздействие на ситуации, а персонажи реагируют на присутствие камеры, знали все, и это почти не смущало Флаэрти и Ликока, видевших здесь лишь лжепроблемы. У Руша же, как и у Перро, новаторство имеет другие истоки. Оно начинает ясно выражаться у Руша в «Безумныххозяевах», когда персонажей, участвующих в ритуале, одержимых, пьяных, с пеной у рта, входящих в транс,
сначала показывают в их будничной реальности, где они работают официантами в
кафе, землекопами и чернорабочими — вот такими они вновь станут после
церемонии. А вот кем они были прежде... И
наоборот, в фильме «Янегр» реальные персонажи показываются сквозь
выдуманные ими роли, Дороти Ламур — маленькая проститутка, Лемми Кошен —
безработный из Трейчвилла, даже если впоследствии
им самим приходится комментировать и исправлять взятую на себя функцию'. В «Ягуаре»
три персонажа, и в особенности «ухажер»,
распределяют между собой роли, способствующие их столкновению с реальностями путешествия, как с потенциями
легенды: таковы встреча с
фетишистами, организация работы; изготовление золотых слитков, которые затем запирают и нигде не
используют; поочередное посещение
большого рынка; наконец, создание мелкого торгового предприятия под девизом,
заменяющим^готовую формулу фигурой, способной сочинить легенду: «постепенно птичка строит себе... чепчик». И, подобно древним, они возвращаются в свой край,
наполненные подвигами и ложью, так
что малейший инцидент содержит потенцию ложного. В рамках одного персонажа всегда наличествует переход из одного состояния в другое, как в эпизоде, когда охотник
называет льва Американцем или же
когда путешественники из фильма «Кукареку, господин Цыпленок» встречают дьяволицу. Если подробнее остановиться на этих шедеврах, то, в первую очередь, можно заметить,
что персонаж перестал быть как реальным, так и вымышленным, из-за того, что
камера перестала видеть его
объективно, а сам он перестал смотреть на мир субъективно: это персонаж, покоряющий перевалы и преодолевающий границы, потому, что, будучи реальным персонажем,
он наделен буй^ ным воображением, — и чем больше он выдумывает, тем
реальнее он становится. «Дионис» представляет
собой грандиозный синтез Руша: это образ
индустриального общества, объединяющий механика-мадьяра, клепальщика из Берега Слоновой Кости, прокатчика с
Антильских островов, турка-плотника
и швею-мотористку из Германии; образ этот |