режиссерам как в реальности, так и в вымысле.
Скорее угадывается другая формула со всеми ее глубинами, а именно формула Рембо
«Я — это другой». Годар писал по поводу Руша, что формула я — негр применима
не только к самим персонажам, но и к режиссеру, который, «будучи белым, как
Рембо, тоже заявляет "Я — это другой "», а
следовательно— негр1. Когда
Рембо восклицает: «Испокон веков я человек без роду, без племени. Я скотина...» (из стихотворения «Дурная
кровь», сборник «Пора в аду», пер. Ю. Стефанова: Рембо. «Произведения».
М., 1988, с. 297 и 303), то при этом он проходит через целый ряд
фальсификаторов: «Торгаш, ты — негр; судья, ты - негр; вояка, ты — негр;
император, старый потаскун, ты — негр...»(там же, с. 303), доходя до наивысшей потенции ложного, которая требует, чтобы негр
сам стал негром, пройдя через роли белого человека, — а вот белый
находит здесь некую возможность также стать
негром («я могу спастись...»). И, сосво-. ей стороны, у Перро
присутствует не меньшая необходимость стать другим, чтобы воссоединиться
с-собственным народом.,Это уже не «Рождение
нации», а формирование или
восстановление народа, когда
режиссер и его персонажи вместе и по одному становятся другими; так сообщество постепенно растет, от местности к
местности, от личности к личности, от заступника к заступнику. Я —
олень-карибу, я — американский лось... Формула «Я — это другой» послужила
формированию симулирующего рассказа или
рассказа о симуляции, низвергнувшего форму рассказа правдивого. Выступая против
прозы, Пазолини ссылался на поэзию,
но ее нашли там, где он ее не искал, в кино, объявившем себя «прямым»2. У Шёрли Кларк или у Кассаветеса отмечается аналогичное явление, но и здесь масса различий. Это выглядит как съемка трех основных
тем, формирующих разнообразные сочетания: персонаж непрестанно пересекает границу между реальным и вымышленным (потенция ложного,
функция фантазирования); режиссер должен добраться до того, кем персонаж был «до» и будет «после», он должен воссоединить прошлое и будущее в непрерывном
переходе изюдного состояния в другое (непосредственный образ-время);
становление режиссера и его
персонажа уже принадлежит к некоему народу, сообществу, меньшинству,
выразителями которого они являются (несоб- 1 «Jean-Luc Godard». p. 220. 2 Пазолини делал упор на том, что несобственно-прямая речь в литературе
имеет в |