![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
466 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 467
Мы еще увидим, как Годар извлекает отсюда обобщенный метод создания образа:
где нечто заканчивается, где начинается иное, что такое граница и как следует ее видеть, однако обязательно ее пересекая и непрестанно смещая. Так, в фильме «Мужское/женское»
вымышленное интервью персонажей и реальное интервью актеров перемешиваются до такой степени, что кажется, будто они
обращаются друг к другу и одновременно
говорят с режиссером3. Этот метод может развиваться лишь в том направлении, при котором
камера непрестанно обнаруживает в
персонажах некое «до» и некое «после», котои рые и формируют реальное, даже в той точке,
куда устремляется игра воображения. «Знать, кем они были перед тем, как попали в
кадр, и кем будут после...»1 «France tour detour deux enfants» уже возводит в принцип следующее положение: «Он до, а история после,
или он после, а история до». Годар,
неоднократно признававший, что многим обязан Рушу, все настойчивее подчеркивает
то, что образ обязан включать в себя
«до» и «после», чтобы тем самым объединить условия, необходимые для создания нового непосредственного
образа-времени, вместо того, чтобы
застревать в настоящем времени, «как это бывает в плохих фильмах». Именно в таких условиях, связанных с
возникновением образа-времени, одно и то же преобразование претерпевают кинематограф вымысла и кинематограф реальности, а
различия между ними затушевываются:
в одном и том же движении описания становятся чистыми, чисто оптическими
и звуковыми; повествования — фальсифицирующими, а рассказы — симуляциями. В
этом выражается процесс, когда все кино становится несобственно-прямой речью,
действующей в рамках реальности. Кино, т. е. фальсификатор и его власть, режиссер
и его персонаж, — или в обратном порядке, поскольку они только и существуют, что в сообществе, дающем им возможность сказать: «мы, творцы истины». Вот он, третий тип
образа>-времени, отличающийся от
рассмотренных в предыдущей главе. Два предыдущих, по сути дела, касались порядка времени, т. е.
сосуществования отношений или
одновременности внутренних элементов времени. Третий же относится к временной серии, соединяющей некое «до» и некое «после» в становлении, а уже не разделяющей
их: его парадокс в том, что он вводит
интервал, длящийся в пределах самого момента2. Общим свойством трех типов образа-времени является
разрыв с косвенной репрезентацией,
но также и нарушение эмпирического течения времени или эмпирической
хронологической последовательности,
отделение «до» от «после». Итак, эти типы сообщаются между собой и проникают
друг в друга (у Уэллса, Рене, Годара, Роб-Грийе), но в одном и том же произведении остается различие
между свойственными им знаками. |
![]() ![]() |