466 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 467 ственно-прямая речь). В фильме Шёрли Кларк «Связной» уровни организации
смешиваются между собой, так как роли наркоманов отсылают к предсуществовавшим персонажам, а те альтернативно отсылают к их ролям. А в «Портрете Язона» переход
следует уловить при всех возможных «дистанциях» между персонажем и его
ролями, но дистанции эти всегда являются
внутренними, как если бы белая камера скользила внутри великого
негра-фальсификатора: фраза «Я — это другая»,
которую можно приписать Шёрли Кларк, говорит о том, что фильм, который
она пожелала снять о самой себе, становится фильмом, снятым ею о Язоне. Заснять следовало именно границу, при условии, что режиссер перейдет через нее в одном
направлении, а реальный персонаж — в другом; для этого требуется время,
определенное время, превращающееся в
составную часть этого фильма'. Именно это говорил Кассаветес, начиная с -«Теней»,
а потом — в «Лицах»: составной частью
фильма является заинтересованность не столько в фильме, сколько в людях; больший интерес к «человеческим
проблемам», нежели к «проблемам
постановки», ради того, чтобы люди не ускользали от камеры, а камера не проходила мимо людей. В «Тенях» границу
образуют две мулатки, непрерывно пересекающие ее в двоякой реальности, которая уже сливается с фильмом. У/ювить эту
границу можно лишь тогда, когда она
становится ускользающей, когда мы уже не знаем, где она проходит, граница между Белым и Черным, но
также и между фильмом и нефильмом: одной из основных черт фильма
является непременное нахождение за пределами
его территории, в разрыве с «должной
дистанцией»; он всегда переливается через край «заповедной зоны», где его хотели бы держать в пространстве и во
времени2. Мы еще увидим, как Годар извлекает отсюда обобщенный метод создания образа:
где нечто заканчивается, где начинается иное, что такое граница и как следует ее видеть, однако обязательно ее пересекая и непрестанно смещая. Так, в фильме «Мужское/женское»
вымышленное интервью персонажей и реальное интервью актеров перемешиваются до такой степени, что кажется, будто они
обращаются друг к другу и одновременно
говорят с режиссером3. Этот метод может развиваться лишь в том направлении, при котором
камера непрестанно обнаруживает в
персонажах некое «до» и некое «после», котои рые и формируют реальное, даже в той точке,
куда устремляется игра воображения. «Знать, кем они были перед тем, как попали в
кадр, и кем будут после...»1 «France tour detour deux enfants» уже возводит в принцип следующее положение: «Он до, а история после,
или он после, а история до». Годар,
неоднократно признававший, что многим обязан Рушу, все настойчивее подчеркивает
то, что образ обязан включать в себя
«до» и «после», чтобы тем самым объединить условия, необходимые для создания нового непосредственного
образа-времени, вместо того, чтобы
застревать в настоящем времени, «как это бывает в плохих фильмах». Именно в таких условиях, связанных с
возникновением образа-времени, одно и то же преобразование претерпевают кинематограф вымысла и кинематограф реальности, а
различия между ними затушевываются:
в одном и том же движении описания становятся чистыми, чисто оптическими
и звуковыми; повествования — фальсифицирующими, а рассказы — симуляциями. В
этом выражается процесс, когда все кино становится несобственно-прямой речью,
действующей в рамках реальности. Кино, т. е. фальсификатор и его власть, режиссер
и его персонаж, — или в обратном порядке, поскольку они только и существуют, что в сообществе, дающем им возможность сказать: «мы, творцы истины». Вот он, третий тип
образа>-времени, отличающийся от
рассмотренных в предыдущей главе. Два предыдущих, по сути дела, касались порядка времени, т. е.
сосуществования отношений или
одновременности внутренних элементов времени. Третий же относится к временной серии, соединяющей некое «до» и некое «после» в становлении, а уже не разделяющей
их: его парадокс в том, что он вводит
интервал, длящийся в пределах самого момента2. Общим свойством трех типов образа-времени является
разрыв с косвенной репрезентацией,
но также и нарушение эмпирического течения времени или эмпирической
хронологической последовательности,
отделение «до» от «после». Итак, эти типы сообщаются между собой и проникают
друг в друга (у Уэллса, Рене, Годара, Роб-Грийе), но в одном и том же произведении остается различие
между свойственными им знаками. |