1 Ср.; Clarke Shirley.«Cahiersducinema»,no.205,octobre 1968(«чтобыпер 2 По поводу «Лиц»,
ср.: С о m о 11 i Jean-Louis, «Cahiers du cinema», no. 205, p. 38: 3 G о d a r d. «Introduction a une
veritable histoire de cinema». Albatros, p. 168 (а также 1 Годар в «Монд» от
27 мая 2 В превосходной
новелле («Le baron Bagge». Ed. du Sorbier) Ленне-Оленья выска Кино-2. Образ-время 469 Глава VII Мысль и кино 1 Пионеры
кинорежиссуры и кинокритики первыми исходили из простой идеи: кино как индустриальное искусство основывается на самодвижении, то есть движении автоматическом; оно превращает движение в непосредственную данность образа. Такое движение уже не зависит от
движущегося тела или предмета, равно как и от воссоздающего его духа. Это
образ, движущийся сам и «в себе». А следовательно, в этом смысле он не является ни фигуративным, ни абстрактным. На первый взгляд именно так обстоят дела
со всеми художественными образами, — и Эйзенштейн непрестанно анализирует картины Леонардо и Эль Греко, как если бы это были кинематографические образы (аналогично
Эли Фор поступает с Тинторетто). Но
сами по себе живописные образы все-таки остаются неподвижными, а значит, «производство» движения есть задача духа. Хореографические и драматические образы также
остаются неразрывно привязанными к
движущемуся телу. Художественная сущность образа реализуется лишь в тех случаях, когда движение делается автоматическим, мысль
претерпевает шок, в коре мозга начинаются вибрации, нервная и церебральная
система задеваются непосредственно. Поскольку кинематографический образ «совершает» движение сам, поскольку он делает то, чего другие виды искусств лишь требуют (или о чем говорят), он вбирает в себя сущность прочих искусств, становится их наследником,
использует образы другого рода в собственном режиме, наделяет мощью то, что было лишь возможностью. Автоматическое движение пробуждает в нас духовный автомат, а тот, в свою очередь, на него
реагирует'. |