себе неистовство шока как фигуру оппозиции,
а мысль о целом как преодоление оппозиции или преобразование
противоположностей: «из столкновения двух сомножителей
рождается концепт»1. Это кино как удар кулака, ведь «советское кино должно раскраивать черепа». Но тем самым оно диалектизирует наиболее общую данность образа-движения,
считая, что любая иная концепция ослабляет шок и делает мышление необязательным. Кинематографический образ должен оказывать на
мысль шоковое воздействие и принуждать ее мыслить о самой себе, равно как и о целом. Это является даже определением возвышенного. Но есть и второй момент, движущийся от концепта к аффекту, или возвращающийся от мысли к образу. Речь идет о том, чтобы вернуть интеллектуальному процессу его «эмоциональную полноту» или «страстность». И
не только второй момент неотделим от первого, но даже'невозможно сказать, какой
из них первый. Что первично — монтаж или
образ-движение? Целое производится посредством частей, но верно и противоположное: существует некий круг
или диалектическая спираль, свидетельствующая о «монизме» (и его-то Эйзенштейн
противопоставляет гриффитовскому дуализму). Целое как динамическое следствие также является предпосылкой
собственной причины, спирали.
Поэтому Эйзенштейн постоянно напоминает, что коррелятом
«интеллектуального кинематографа» служит «чувственная мысль» или «эмоциональный разум», а в противном случае он ничего
не стоит. Коррелят органичности - пафос. Сообразно «двойному процессу» или двум
сосуществующим моментам, в произведениях искусства относящееся к высшим слоям
сознания имеет своим коррелятом относящееся к наиболее глубинным слоям
подсознания. Рассматривая этот второй
момент, мы уже не движемся от образа-движения к выражаемой им ясной
мысли о целом, а следуем от предполагаемой
и смутной мысли о целом к выражающим ее колышущимся и перемешиваемым
образам. Целое — это уже не логос, соединяющий части, а упоение, растекающийся по ним пафос, в который они погружены. Именно с этой точки зрения образы формируют
своего рода пластическую массу, некую описательную (сигналетическую)
материю, обладающую отличительными
особенностями, будь то визуальные,
звуковые, синхронизированные или несинхронизированные, зигзаги форм, элементы действия, жесты и силуэты,
асинтаксичес-кие последовательности.
Это нечто вроде примитивного языка, или первобытного мышления, или, скорее, внутренний монолог, произносящийся
в упоении и оперирующий речевыми фигурами, метоними- ' Все эти темы
проанализированы в книге «Le film: sa
forme, son sens», Bourgois, в особенности в
главах «Le principe du cinema et la culture
japonaise», «La quatrieme dimension du cinema», «Methodes de montage 1929», а еще
подробнее — в речи |