472 Жиль Дрлёз Кино-2. Образ-время 473 ями, синекдохами, метафорами, инверсиями, аттракциями... С самого
начала Эйзенштейн полагал, что внутренний монолог обрел свой масштаб и смысл в
кинематографе больше, нежели в литературе, но он
пока ограничивал его «течением мысли одного человека». Только в речи
1935 года Эйзенштейн обнаруживает его адекватность духовному автомату, т. е.
фильму в целом. Внутренний монолог выходит за рамки
грезы, слишком уж индивидуальной и формирует сегменты или звенья «по-настоящему коллективной мысли. Он
развивает потенцию патетического воображения, достигающего границ
мироздания, — это «разгул чувственных
репрезентаций», массивная и зримая музыка, струи сливок, светящиеся фонтаны, фейерверки, зигзаги, из которых складываются
цифры, - как в знаменитом эпизоде из «Генеральнойлинии»-. Только что мы
перешли от образа-шока к формальному и осознанному его концепту, —
теперь же мы переходим от бессознательного
концепта к образу-материи, к воплощающему его и, в свою очередь, производящему шок образу-фигуре. Фигура
наделяет образ эмоциональным зарядом, а тот удваивает чувственный шок. Два
момента сливаются или тесно
сближаются, как в сцене подъема из «Генеральной линии», когда зигзаги цифр вновь делают концепт сознательным1. Здесь
опять же следует заметить, что Эйзенштейн диалектизиру-ет весьма
обобщенный аспект образа-движения и монтажа. Мысль о том, что кинематографический образ работает посредством фигур, тем самым восстанавливая своего рода первобытное
мышление, встречается у многих
авторов, например, у Эпштейна: даже когда европейское кино довольствовалось
показом сновидений, фантазмов и мечтаний,
оно притязало на то, чтобы возвысить до уровня сознания бессознательные механизмы мысли2. Правда, метафорическая способность кино многократно ставилась под сомнение. Якобсон
заметил, что кино скорее метонимично,
чем метафорично, поскольку основой его является подстрочная подстановка
и смежность: оно не обладает присущим метафоре свойством задавать одному
«субъекту» глагол или действие другого
субъекта, а должно сополагать два субъекта и, стало быть, подчинять метафору метонимии3.
Кино, в отличие от поэзии, не может
сказать: «руки листвеют»; оно должно сначала показать колышущиеся руки,
а затем - несомые ветром листья. Но ограничение 1 Ср.: «Сепаратор и чаша Грааля»,
«Неравнодушная природа». — Собр. соч., х 3. 2 Epstein, passim. Этот автор часто приводит пример с
метафорами (у него-то 3 См. беседу с
Якобсоном, в которой тот вводит массу нюансов на этот счет: «Cinema, |