![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
это верно
лишь частично. Оно справедливо, если мы уподобляем кинематографический образ высказыванию. И оно неверно, если мы воспринимаем
кинематографический образ таким, каков он есть, — образ-движение, который может и расплавить движение, соотнеся
его с выражаемым им целым
<метафора, объединяющая образы), и разделить движение, соотнеся его с объектами, между которыми оно происходит (разъединяющая образы метонимия).
Следовательно, нам представляется
точным утверждение о том, что гриффитовский монтаж метонимичен, а вот
эйзенштейновский — метафоричен'. Если мы говорим
о фузии (то есть о том, что получается в результате объединения образов), то имеем в виду не только наложение
кадров, но и эмоциональное впечатление от,объединения, которое, по мнению Эйзенштейна, объясняется тем, что дваотчетливо
выделяемых образа могут обладать
одними и теми же обертонами, а следовательно, составлять метафору. Метафора как
раз и определяется через обертоны образов. Пример подлинной кинометафоры мы обнаруживаем в «-Стачке» Эйзенштейна: главного стукача хозяина завода
сначала показывают «наоборот», т. е. вниз головой, - и его громадные
ноги возвышаются, слоено две трубы, заканчивающиеся в верхней части экрана лужицей воды; затем
мы видим две заводские трубы, которые как бы вонзаются >в облако. Это метафора сдвойной инверсией, поскольку
стукача показывают в самом начале, и показывают вниз головой. Лужица и облако, ноги и трубы имеют одни и те же обертона: это
метафора, осуществленная через
монтаж. Но кино может достигать образных метафор и без монтажа. В этом отношении наиболее прекрасная
метафора в истории кинематографа встречается в американском кино, а
именно — в фильме Китона «Навигатор», в
эпизоде, когда герой, одетый в скафандр, умирает от удушья и тонет, — и
тут его неумело спасает девушка. Она
стискивает его ногами, а затем взрезает ножом его скафандр, из-под
которого выбивается струя воды. Никогда еще никакому образу не удалось столь выразительно передать «бурную» метафору родов, с кесаревым сечением и взрывом плоднода
пузыря. Эйзенштейн высказал аналогичную идею, когда проводил различия между случаями эмоциональной композиции: в первом Природа отражает состояние героя, и два образа имеют одни и те же обертона (к примеру, печальная Природа выражает печального героя); второй же случай сложнее, и в Нем один-единственный образ улавливает обертона другого^атот не дан (например, адюльтер как «преступление», когда
|
![]() ![]() |