474 Жиль Делё'з Кино-2. Образ-время 475 любовники
показываются с жестами, соответственно, умерщвляемой жертвы и
безумного убийцы)'. Метафора является то внешней, то внутренней. Однако в обоих случаях композиция
выражает не только то, как ощущает себя сам персонаж, но и способ, каким судят
о нем режиссер и зритель; она
интегрирует мысль в образ, возникает то, что Эйзенштейн называл «новой сферой кинориторики, возможностью выносить абстрактное социальное суждение».
Вычерчивается круг, включающий в себя
сразу режиссера, фильм и зрителя. Стало быть, полный круг охватывает чувственный шок, возвышающий в нас
образы до уровня сознательной мысли, - азатем и фигуративное мышление,
вновь подводящее нас к образам и
возвращающее нам эмоциональный шок. Способствовать
сосуществованию первого и второго, соединять высочайшую степень сознания с наиболее глубинным уровнем
бессознательного: таков диалектический автомат. Целое не перестает быть открытым
(спираль), но происходит это
именно для того, чтобы интериоризировать последовательность образов, равно как и для того, чтобы экстериоризиро-ваться в этой последовательности. Вся
совокупность образует некое Знание
на гегелевский лад, и Знание это объединяет образ с концептом, как два
направленных друг к другу движения. Существует и третий момент, не в меньшей степени явленный в двух предыдущих.
Уже не от образа к концепту, и не от концепта к образу, а тождественность концепта и образа: концепт как таковой дан в
образе, а образ как таковой - в концепте. Это уже не органическое и не патетическое, а драматическое, прагматика,
практика, или мысль-действие. Эта мысль-действие обозначает отношения
человека с миром, человека с Природой; сенсомоторное
единство, которое, однако, возводится в
наивысшую степень («монизм»). Похоже, кино поистине к этому призвано. Как писал Базен, кинематографический образ противопоставлен образу театральному в том,
что он движется извне внутрь, от декора к персонажу, от Природы к
человеку (даже если он отправляется от
человеческого действия, он исходит из него, как из чего-то внешнего; а если от
человеческого лица, то исходит из него, как из Природы или пейзажа)2.
Стало быть, тем в большей сте- пени он способен
продемонстрировать реакцию человека на Природу, или экстериоризацию человека.
Возвышенному присуще сенсомоторное единство
Природы и человека, так что Природу следует назвать неравнодушной. Уже
это выражает эмоциональную или метафорическую композицию, например, в «Броненосце
"Потемкине"», где три стихии — вода, земля и воздух -
гармонически показывауют траур Природы по
человеческим жертвам, тогда как реакция человека экс-териоризируется в
разработке четвертой стихии, огня, наделяющего Природу новым качеством в революционном горении1. Но и
человек обретает новое качество,
становясь коллективным субъектом собственной реакции, тогда как Природа
превращается в объективные человеческие
отношения. Мысль-действие постулирует одновременно и единство Природы и человека, и единство индивида и массы: кинематограф
ведь массовое искусство. Как раз посредством этого Эйзенштейн обосновывает примат монтажа: субъектом кино не является
индивид, а объектом — интрига или история; объект кино — Природа, а субъект -
массы, индивидуация массы, а не личности. То, к
чему безуспешно стремился театр, и особенно опера, было достигнуто в
кинематографе («Броненосец "Потемкин "», «Октябрь»): кино добралось до Дивидуального, т. е. до индивидуации
массы как таковой, вместо того чтобы воспринимать ее как качественную гомогенность и сводить ее к количественной делимости2. |