Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Тем интереснее констатировать, как Эйзенштейн отвечал на его критику сталинистами. Его упрекалив том, что он не уловил по-настоящему драматического элемента мысли-действия, за то, что сен-сомоторную связь он изображал извне и весьма обобщенно, не раскрывая ее возникновения у персонажей. Критика была сразу и идеологической, и технической, и политической: Эйзенштейн якобы застрял на идеалистической концепции Природы, заменявшей у него «историю»; на концепции, отводящей господствующее место монтажу и подавляющей образ или план; на абстрактной концепции масс, затушевывающей героя, наделенного личным сознанием. Эйзенштейн прекрасно понимает, о чем идет речь, и предается самокритике,


 


1  Эйзенштейн восхищается Толстым (и Эмилем Золя) за то, что они умели форми
ровать образ, объединяя в единое целое то, как ощущают себя и думают о себе сами
персонажи, и то, как думает о них автор: отсюда «преступные» объятия Анны Каре
ниной и Вронского. На этот раз «композиционный принцип» выражается не в обра
зе, как его эхо (печальная Природа, печальный свет, печальная музыка, выражаю
щие печального героя), но непосредственно в образе: «Le film: sa forme, son sens»,
p. 182—189. И все же нам не кажется, что сам Эйзенштейн создавал образы такого
рода. Пользуется он, скорее, первым средством, резонансом или эхом. В этом на
него похож Ренуар (в « Человеке-звере» или в «Поездке за город»). Л'Эрбье же, напро
тив, достигает композиции внутреннего характера с поразительными образами из
насилования в фильме «Человек открытого моря»: изнасилование как убийство.

2  В a z i п. «Qu 'est-ce que le cinema?». Ed. du Cerf, p. 156—163.


1  Эйзенштейн. «Неравнодушная природа».

2  Театр и опера сталкивались со следующей проблемой: как избежать сведения тол
пы как к безымянной компактной массе, так и к совокупности индивидуальных ато
мов? Пискатор в театре строил толпы архитектурно или геометрически, и это было
подхвачено экспрессионистским кинематографом, и особенно Фрицем Лангом: та
кова прямоугольная, треугольная или пирамидальная организация фильма «Метро-
полис», но там показана толпа рабов. Ср.: Eisner L о 11 e. «L 'ёсгап dimoniaque»,
Encyclopedic du cinema, p. 119—124. Дебюсси требовал для оперы большего: он же
лал, чтобы толпа сделалась очагом физических и подвижных индивидуации, несво
димых к индивидуациям ее членов (В а г г
a q u ё, «Debussy». Seuil, p. 159). Именно
это Эйзенштейн реализовал в кино, при условии, что массы стали его субъектом.


476


Жиль Делёз,


Кино-2. Образ-время


477


 


в которой осторожность соперничает с иронией. Возьмем знаменитую речь 1935 года. Да, он не показал роли героя, т. е. партии и ее вождей, из-за того, что занял слишком внешнюю позицию по отноше-' нию к событиям, став попросту наблюдателем или же попутчиком. Но ведь это был первый период в истории советского кино, это слу-, чилось до «большевизации масс», в ходе которой появились сознательные герои, наделенные личностными характеристиками. Впро-1 чем, в течение этого первого периода не все было так уж плохо, ведь он сделал возможным следующий. А следующему предстояло coxpa-i нить монтаж, даже если бы его пришлось лучше интегрировать в об-i раз и даже в актерскую игру. Сам Эйзенштейн собирался заняться no-i истине драматическими героями, такими, как Иван Грозный и Алек-> сандр Невский, ни на минуту не забывая о приобретениях предше-} ствовавшего периода, о неравнодушии Природы и об индивидуации. масс. Наконец, он обратил внимание на то, что во время второго пе^ риода ему удалось реализовать лишь посредственные работы и что надо бы остерегаться утраты специфики советского кино. А ведь следовав ло бы избегать сближения советского кино с американским, чьей специальностью являются сильные личности и драматические действия... В высшей степени верно то, что в кинематографе образа-движения три типа отношений между кино и мыслью встречаются повсен местно: отношения с целым, которое можно только помыслить в рам-i ках некоего высшего осознания; отношения с мыслью, которая может быть представлена лишь фигуративно при прокрутке образов в подсо-% знании; сенсомоторные отношения между миром и человеком, Природой) и мыслью. Мысль критическая, мысль гипнотическая, мысль-действие. > Других, прежде всего Гриффита, Эйзенштейн упрекал за то, что они. не так, как должно, мыслили о целом, выводя массу пестрых образов^ но не достигая основополагающих оппозиций; за то, что они не так,| как должно, составляли кинематографические фигуры, поскольку непроизводили настоящих метафор и обертонов; за сведение действия к мелодраме, ибо они довольствовались изображением сильной личности, поставленной в скорее "психологическую, нежели социальную ситуацию1. Словом, им недоставало диалектической практики и теории. И все-таки в американском кино три типа фундаментальных отношений были разработаны на свой лад. Образ-действие мог двигаться от ситуации к действию или, наоборот, от действия к ситуации; он был неотделим от актов понимания, посредством которых герой оценивал данные о какой-либо проблеме или ситуации, - или же от актов умозаключения, при помощи которых он разгадывал то, что не было дано (таковы, как мы уже видели, искрометные образы-умоза-


Предыдущая Следующая