Тем интереснее констатировать, как Эйзенштейн отвечал на его критику сталинистами. Его упрекалив том, что он не уловил по-настоящему
драматического элемента мысли-действия, за то, что сен-сомоторную связь он
изображал извне и весьма обобщенно, не раскрывая
ее возникновения у персонажей. Критика была сразу и идеологической, и
технической, и политической: Эйзенштейн якобы застрял на идеалистической концепции Природы, заменявшей у него «историю»; на концепции, отводящей господствующее
место монтажу и подавляющей образ
или план; на абстрактной концепции масс, затушевывающей героя, наделенного личным сознанием. Эйзенштейн прекрасно понимает, о чем идет речь, и
предается самокритике, 1 Эйзенштейн восхищается Толстым (и Эмилем Золя) за то, что они умели
форми 2 В a z i п. «Qu 'est-ce que le cinema?». Ed. du Cerf, p. 156—163. 1 Эйзенштейн. «Неравнодушная природа». 2 Театр и опера сталкивались со следующей проблемой: как избежать
сведения тол 476 Жиль Делёз, Кино-2. Образ-время 477 в которой осторожность соперничает с иронией.
Возьмем знаменитую речь 1935 года. Да, он не показал роли героя, т. е. партии и
ее вождей, из-за того, что занял слишком
внешнюю позицию по отноше-' нию к
событиям, став попросту наблюдателем или же попутчиком. Но ведь это был первый период в истории
советского кино, это слу-, чилось до
«большевизации масс», в ходе которой появились сознательные герои, наделенные личностными
характеристиками. Впро-1 чем, в течение этого первого периода не все было так
уж плохо, ведь он сделал возможным следующий. А следующему предстояло coxpa-i нить монтаж, даже
если бы его пришлось лучше интегрировать в об-i раз и даже в актерскую игру. Сам
Эйзенштейн собирался заняться no-i истине драматическими героями, такими, как Иван Грозный и Алек-> сандр Невский, ни
на минуту не забывая о приобретениях предше-} ствовавшего
периода, о неравнодушии Природы и об индивидуации. масс. Наконец, он обратил
внимание на то, что во время второго пе^ риода ему удалось реализовать лишь посредственные работы и что надо бы остерегаться утраты специфики советского кино.
А ведь следовав ло бы избегать сближения советского кино с американским, чьей
специальностью являются сильные
личности и драматические действия... В
высшей степени верно то, что в кинематографе образа-движения три типа
отношений между кино и мыслью встречаются повсен местно: отношения с целым, которое можно только помыслить в рам-i ках некоего высшего осознания; отношения с мыслью, которая может быть представлена лишь фигуративно при прокрутке образов в подсо-% знании; сенсомоторные отношения между миром и человеком, Природой) и мыслью. Мысль
критическая, мысль гипнотическая, мысль-действие. > Других, прежде всего Гриффита, Эйзенштейн упрекал за то, что они. не так, как должно, мыслили о целом, выводя массу
пестрых образов^ но не достигая основополагающих
оппозиций; за то, что они не так,| как
должно, составляли кинематографические фигуры, поскольку непроизводили
настоящих метафор и обертонов; за сведение действия к мелодраме, ибо они довольствовались изображением сильной личности, поставленной в скорее
"психологическую, нежели социальную ситуацию1. Словом, им недоставало диалектической практики и
теории. И все-таки в американском
кино три типа фундаментальных отношений
были разработаны на свой лад. Образ-действие мог двигаться от ситуации к действию или, наоборот, от действия
к ситуации; он был неотделим от актов
понимания, посредством которых герой оценивал данные о какой-либо
проблеме или ситуации, - или же от актов
умозаключения, при помощи которых он разгадывал то, что не было дано
(таковы, как мы уже видели, искрометные образы-умоза- |