500 Жиль Делё'з Кино-2. Образ-время 501 ниям обертонов или
разрешенным аккордам, но в том, чтобы узнать, «Как идут
дела». Будучи вот этим или же вон тем, «как дела»
определяет состав серий, их иррациональных купюр, их диссонирующих аккордов, их
«разнузданных» связок. И каждая серия, в свою очередь, отсылает к некоему способу видения или же говорения, которые могут
относиться к расхожему мнению, оперирующему лозунгами, но также и к мнению некоего класса, некоего вида
людей, или же типичного персонажа, оперирующего тезисами, гипотезами,
парадоксами или даже дурной хитростью,
галиматьей. Каждая серия представляет собой
способ, коим автор косвенно самовыражается в последовательности образов, которые могут быть атрибуированы
кому-либо другому, или же, наоборот,
способ, каким косвенно выражается нечто или некто в видении автора, считающегося «другим». Как бы там ни было, больше не существует единства режиссера,
персонажей и мира в том виде, как его гарантировал внутренний монолог.
Наличествует формирование
«несобственно-прямой речи», несобственно-прямого видения, плавающего
от одних к другим, — в силу ли того, что режиссер самовыражается через посредство автономного и независимого персонажа, иного, нежели автор, или любая
зафиксированная автором роль, - тогда как сам персонаж говорит и
действует так, как если бы его собственные
слова и поступки уже были сообщены неким «третьим». Первый случай
касается кино, неправильно называемого «прямым», и представители его - Руш и
Перро; второй случай — так называемое
атональное кино, например, Брессона и Ромера1. Словом, Пазолини проникся глубочайшей интуицией
современного кино, когда охарактеризовал
его как скольжение почвы, нарушающее единообразие внутреннего монолога, чтобы заменить его разнообразием, «извращенностью» и инаковостью несобственно-прямой
речи2. Годар пользовался всевозможными методами несобственно-прямого видения. И
нельзя сказать, что он довольствовался лишь заимствованием и обновлением;
напротив того, он создал оригинальный метод,
предавший ему возможность нового синтеза и самоидентифи- кации с современным
кино. Если мы будем искать наиболее обобщенную формулу
серии у Годара, то назовем серией любую последовательность
образов в той мере, в какой она отражается в некоем жанре. Фильм в целом может соответствовать
доминирующему жанру, например, «Женщина есть женщина» — музыкальной
комедии, a «Made in U.S.A.» - комиксу. Но
даже в таких случаях фильм проходит через ряд
субжанров и, как правило, обладает чертами нескольких жанров, а значит, и нескольких
серий. От одного жанра к другому мы можем проходить через явную прерывность,
либо неощутимо и непрерывно через
«промежуточные жанры», или же с помощью рекуррентности и обратной связи благодаря электронным методам (для
монтажа повсеместно открываются новые возможности). Этот рефлективный
статус жанра влечет за собой значительные последствия: жанр уже не включает в себя образы, принадлежащие ему по
природе, а формирует предел образов,
которые ему не принадлежат, но отражаются в нем'. Амангуаль прекрасно продемонстрировал это на
примере фильма «Женщина есть
женщина»: при том, что в
классической музыкальной комедии
танец пронизывает информацией все образы, даже подготовительные и промежуточные, здесь он, напротив,
неожиданно возникает как «момент» в
поведении героя, как предел, к которому стремится последовательность
образов, предел, способный реализоваться, лишь формируя новую
последовательность, стремящуюся к следующему пределу2. Роль танца
такова не только в «Женщине...», но еще и в сцене в кафе из фильма «Отколовшаяся банда», и в сцене в
сосновом бору из «Безумного
Пьеро», переходных от жанра прогулки к жанру баллады. Вот они, три значительнейших момента в творчестве Годара. Жанр утрачивает способности к образованию
логических категорий и не характеризуется составными частями; теперь он
означает свободную потенцию
рефлексии, и можно сказать, что жанр является тем более чистым, чем сильнее он
маркирует не столько характер наличествующих образов, сколько тенденцию образов
предсуществую-щих (Амангуаль показывает,
что декор из «Женщины...», громадный квадратный столб посреди комнаты и пролет белой стены между дву- |