' Согласно
Брессону, автоматы, или «модели», ни в коей мере не являются созданием режиссера: в отличие от воплощенной актером
роли, они обладают «характером»,
личным «я», реагирующим на режиссера («они позволят тебе действовать в них,
а ты дашь им возможность действовать в тебе», р. 25). Кинематограф Брессона или
же в несколько ином смысле — кинематограф Ромера, несомненно, является противоположностью прямого кино; но это еще и альтернатива
прямому кино. 1 Надвух основополагающих страницах
книги «Vexperience hiretique», 146—147, Пазолини с многочисленными предосторожностями
переходит от идеи внутреннего монолога к идее несобственно-прямой речи. В
предьщущем томе мы видели, что несобственно-прямая
речь была для Пазолини постоянной темой не только для литературной, но и для кинематографической
рефлексии, и в применении к кино он называл ее «несобственно-прямой
субъективностью». ' Это верно в отношении всего кино как
жанра искусства. По поводу фильма «Номер
два» Даней писал: «Кино не
обладает иной спецификой, кроме того, что оно собирает образы, специально для
него не созданные», будь то фотографические или телевизионные (р. 83). 1 Amengual BarthelemyB: «Jean-Luc Godard. Etudes
cinimatographiques», p. 117—118: «Танец здесь является уже случайностью, или же,
если вы предпочитаете, одним из моментов поведения героев. <...> Girls [Кьюкора] танцуют ради зрителя. Анжело, Эмиль и Альфред танцуют ради самих себя, а
именно когда это необходимо для успеха их интриг. <...> Если ритм
танца имеет целью установить на сцене воображаемую
темпоральность, то раскадровка Годара ни на миг не вырывает персонажей из гущи
времени. Поэтому в их волнении всегда есть нечто смешное». 502 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 503 мя дверьми, тем
более «служит» танцу, чем больше он «разрушает то, что протанцовывается», в своеобразной чистой и порожней рефлексии, наделяющей виртуальное собственной реальностью: таковы виртуальности героини). В этом смысле рефлексивные жанры Годара представляют собой настоящие категории, через которые проходит фильм. И монтажная таблица мыслится как таблица категорий. В Годаре есть нечто от прилежного ученика Аристотеля .Фильмы Годара можно считать силлогизмами,
интегрирующими сразу и степени правдоподобия, и логические парадоксы. Речь идет не о методе каталога, и даже не о «коллаже» в
том виде, как его мыслил Арагон, но о методе формирования серий, когда каждая из них маркируется особой категорией
(типы серий могут быть весьма
разнообразными). Дело обстоит так, будто Годар прошел по пути, которым мы только что следовали, в
обратном направлении и обнаружил
«теоремы» у предела «проблем». Математик Були-ган различал, с одной
стороны, проблемы, а с другой — теоремы или глобальный синтез, как две
неотделимые инстанции: в то время, как в
проблемах неизвестным элементам навязываются условия серии, глобальный синтез
фиксирует категории, из которых извлекаются элементы (точки, прямые, кривые, плоскости, сферы и т.
д.)1. Годар непрестанно создает категории: отсюда весьма необычная
роль дискурса во многих его фильмах, где, по наблюдению Данея, один жанр
дискурса всегда отсылает к дискурсу
другого жанра. Годар движется от проблем к категориям, даже если в результате снова получает проблемы. Например, структура фильма «Спасайся, кто может
(жизнь)» включает в себя четыре
основных категории: «воображаемое», «страх», «коммерцию» и «музыку», которые отсылают к новой проблеме, «что такое страсть?», «страсть не такова...», и эта
проблема становится предметом
следующего фильма. |