щей через них
эстетической композиции, а также в поддерживающей напряжение между ними социально-политической организации. В фильме «Имя:
Кармен» с самого начала показана перекличка звуков тела, стукающегося о предметы, самого-себя бьющего, стучащего себе по черепу и т. д. Фильмы
Годара продвигаются от телесных поз - визуальных и звуковых — к гестусу,
наделенному многими измерениями, картинному
и музыкальному, образующему церемонии тела, его литургию, его эстетическую упорядоченность. Это можно было бы
сказать уже о фильме «Спасайся,
кто может», где музыка формировала виртуальную направляющую нить, ведущую
от одной позы кдругой, («что это за музыка?»), и лишь потом, кконцу фильма, выступала как таковая. Поза тела напоминает образ-время, вкладывающий в тело «до» и
«после», т. е. временную серию; гестус же является образом-временем иного типа,
временным порядком или распорядком, одновременностью острий и сосуществованием
полотнищ времени- Итак, при переходе от первой ко второму Годар достигает большой сложности. Это тем более интересно, что этот режиссер умеет двигаться и в
противоположном направлении, исходя
из непрерывного и предзаданногогестуса и разлагая его на позы или категории: таковы остановленные
образы в фильме -«Спасайся,
кто может» (где заканчивается
ласка и начинается пощечина, где заканчиваются объятия и начинается
борьба?)1. В промежутке «между»
двумя позами имеется не только гестус; в позах и в гестусе наличествует еще и звуковое, и визуальное, которое
имеется еще и в промежутке «между»
позами и самим гестусом и в том же самом промежутке, пройденном в обратном направлении: кстати, таково
визуальное и звуковое разложение
порнографических поз. Фильмы, последовавшие за «новой волной», непрестанно разрабатывали эти
направления, внося в них иное: позы и повадки тела; осмысление действия, происходящего на земле или в лежачем положении; скорость и неистовость координации
движений; вытекающие из всего этого
церемониальность или театральность кино (уже в «Плоти орхидеи», а
впоследствии в «Раненом» Шеро проявляется большая выразительность в этом отношении). Разумеется,
кинематограф тела не обходится без
опасностей: это и экзальтация маргинальных персонажей, превращающих свою будничную жизнь в пошлую церемо- ' Ср. две важные
статьи Жан-Пьера Бамберже, одна из которых посвящена филь |