1 Если
справедливо, что современное кино воздвиглось на развалинах сенсомоторной
схемы, или образа-действия, то в паре «поза — вуай-г еризм» оно обретает новый элемент, функционирующий тем лучше, чем позы невиннее. Богатство такого кинематографа не
исчерпывается такими режиссерами, как
Акерман и Эсташ. Это настоящее изобилие, в котором мы можем лишьнаметить разнообразные стили, и общие черты целой
категории («пост-новаяволна») у весьма не сходных между собой режиссеров. Можноупомянуть «Лжебеглецов» Бергала
и Лимозена, где выведена странная
церемония, в которой взрослый (человек с киноаппаратом?) только и делает, что направляет и координирует позы молон дых людей, наблюдателем которых он становится,
тем самым образуя некий гестус, объединяющий в цепочку неожиданные бегства с
места преступлений и заменяющий собой
повествование в промежутках меж.-ду
преступлениями1. Жак Дуайон снял грандиозный фильм поз под названием «Шалопайка»: некий слабоумный
похитил маленькую своенравг' ную
девочку и подверг ее испытанию невинными позами, навязываемыми ей обстановкой
амбара, где можно было лежать, сидеть, есть и спать, следя за ней в не слишком хорошо сделанный псевдоаппарат (не поверившая в такую мотивацию полиция выдумала
историю, и получился фильм действияс
похищением и изнасилованием). И в большинстве своих фильмов, начиная с «Пальцев
в голове», возобновляющих тему, близ-куюкфильму «Матушка и
шлюха», — и заканчивая фильмом*Пиратка», 1 Жан Нарбони
сравнивает «Лжебеглецов» с романом Гомбровича «Порнография» («Cahiers du cinema», no. 353, novembre 1983, p. 53). И основание для сравнения в том, что в романе, как и в фильме, представлен взрослый протагонист,
предающийся наблюдению за позами
молодых людей, одновременно и невинными, и навязанными, и благодаря этому тем
более «порнографичными», что приводит к катастрофе: «их руки над головами непроизвольно соприкоснулись. И в тот же
миг неистово опустились. В течение некоторого времени оба внимательно созерцали
сплетенные руки. И внезапно они упали; было непонятно, кто из них качнул другого,
и оставалось полагать, что их опрокинули их собственные руки» («La pornographie».J\xUiard,p. 157). где позы тел под взглядом любопытной и
строгой девочки доводятся до исступления, Дуайон использует весьма
гибкую форму диптиха, способную отмечать полюса в позах, между
которыми раскачивается тело. Каждый раз стилизация поз формирует
театрализацию ки-но, весьма непохожую на театр. Но
дальше всех в этом направлении продвинулся Филипп Гаррель, ибо он устраивает настоящую литургию тел, подвергая их некоей таинственной церемонии, в которой из персонажей остались только Мария, Иосиф и
Христос-младенец, или же их эквиваленты («Ложе Девы», «Марии на
память», «Провозвестник», «Таинственное дитя»). Как бы там ни было, это едва ли можно назвать кинематографом благочестия, хотя кинематографом откровения можно. Если церемония в нем является тайной, то причина здесь как раз в том, что Гаррель берет трех персонажей «до» легенды, перед тем, как они вошли в легенду или стали частью Священной истории: вопрос, поставленный Годаром, «о чем говорили между собой Иосиф и Мария перед тем, как родить.ребенка?», не,только возвещает проект Годара, но и резюмирует достижения Гарре-ля. Театральный иератизм персонажей, ощутимый в его первых фильмах, все больше сводился к физике основных тел. Гаррель выражает
в кино проблему трех тел: мужчины, женщины и ребенка.
Священная история как Жест. В прекрасном начале «Провозвестника»
мы сперва видим черноту, а в ней - угадываем ребенка, усевшегося на самом
верху шкафа; затем показывается дверь,
открытая в сторону передержанного силуэта
отца, и, наконец, перед отцом мы видим мать на коленях. Каждый обнимет одного из двух других, сообразно трем
комбинациям, и произойдет это на
большой кровати, напоминающей упавшее на землю облако. Порою ребенок, к которому постоянно взывают, отсутствует («Марии на память») или является не тем, кого мы видим («Таинственное дитя»): это признак того, что проблема трех тел остается нерешенной с кинематографической точки зрения не менее, чем с
физической. Сам ребенок представляет
собой проблематическую точку. Именно вокруг него складывается гестус,
как в эпизоде из фильма «Парижглазами... 20 лет спустя» («Улица
Фонтен»): первая поза - поза мужчины, захваченного
рассказом истории о женщине, которая сказала «хочу ребенка» и исчезла;
вторая - поза того же мужчины, сидящего у некоей женщины и выжидающего; третья
— они стали любовниками, их позы и повадки; четвертая - они расстались, он
хочет вновь свидеться с ней, но она ему сообщает, что родила ребенка, который
умер; пятая — он узнает, что ее саму нашли
мертвой, и кончает жизнь самоубийством, так что тело его медленно покачивается вдоль целостного образа,
теперь занесенного снегом, - что напоминает нескончаемую позу. Итак,
ребенок предстает в качестве неразрешимой
точки, вокруг которой распределяются позы мужчины и женщины. У Гарреля, стало
быть, навязывает себя форма диптиха,
несмотря на пустоту в стыке, недосягаемый предел или иррациональный разрыв. Она распределяет не только
позы, но еще и белизну |