![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
2 В и г с h Noel. «Praxis du cinema». Gallimard, p. 85—86. бокая чернота, на
которой угадываются постепенно складывающиеся темные
объемы; или же чернота, отмеченная фиксированной или подвижной светящейся
точкой и разнообразными сочетаниями черноты и огня; белый экран и передержанный
образ, образ млечный или составленный из снега, когда танцующие
крупинки вот-вот/образуют тело... И, наконец, в «Таинственном дитяти» потенции
черноты и белизны зачастую сосредоточивает вспышка, рождающая
образы. Во всех фильмах Гарреля черный или белый экран обладает уже не только
структурным, но и генетическим значением: в своих вариациях или оттенках он достигает потенции сложения тел (а следовательно, тел изначальных,
Мужчины, Женщины и Ребенка), потенции генезиса поз1. Возможно, это
первый случай кино, образующего тело и подлинно созидательного: создать тела и тем самым вернуть нам веру в мир, возвратить нам рассудок... Сомнительно,
что для этого достаточно лишь кинематографа;
но если мир стал плохим кино, в которое мы больше не верим, то не задача
ли подлинного кино — вернуть нам основания для веры в мир и в исчезающие тела? Ценой этого в кинематографе, и
не только в нем, всегда было опасное
приближение к безумию2. В каком смысле Гаррель является одним из величайших современных
режиссеров, чье влияние, увы, рискует проявиться лишь по прошествии длительного срока, уже наделив кино пока еще малоизученными потенциями? Вернемся к весьма стародавней проблеме, уже противопоставляющей театр и кино. Те, кто до глубины души любил театр,
возражали, что кино всегда чего-то не хватает, а именно присутствия и
притом присутствия тел, которое оставалось вотчиной театра:
ведь кино демонстрирует нам лишь танцующие волны и
частицы, с помощью которых оно симулирует тела. Когда же за
эту проблему взялся Андре Базен, он задался
вопросом, в какой форме существует иная, кинематографи-
|
![]() ![]() |