1 Можно указать на
существенные анализы Мишеля Симана, в особенности — на те, что посвящены «Космической
Одиссее» и «Сиянию», в его книге «Kubrick». ■ i 526 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 527 Во Франции, в то
самое время, когда новая волна выдвинула кинематограф тела,
мобилизовавший все мысли, Рене создал кинематограф мозга, вкладывающего свои
силы в тело. Мы видели, как состояния мира и мозга находят совместное выражение в
биопсихических стадиях в фильме «Мой американский дядюшка» (три мозга),
или же в исторических эпохах в фильме «Жизнь - роман» (три эпохи). Пейзажи представляют собой ментальные
состояния, а ментальные состояния - различные типы картографии, и притом
одни кристаллизуются в других в
геометризованном или минерализованном виде
(бурный поток в фильме «Любовь до смерти»). Тождественность мозга
миру — это ноосфера из фильма «Люблю тебя, люблю», которая может быть как инфернальной организацией
концлагерей, так и космоспиритуальной
структурой Национальной библиотеки1. И уже у Рене это тождество предстает на уровне не столько целого,
сколько некоей поляризованной мембраны, непрестанно сообщаю^ щейся и с внешним и внутренним, способствующей
взаимообмену между ними и их
соприкосновениям, руководящей их взаимопроникновениями и отсылающей их
друг к другу. Речь идет не о целом, а скорее о чем-то, напоминающем две зоны,
сообщающиеся или соприкасающиеся между собой
все больше по мере того, как они пег рестают быть симметричными и синхронными,
подобно мозговым полушариям у героя
фильма «Ставиский»2. В «Провидении» бомба присутствует в состоянии тела старого
романиста-алкоголика, во всех смыслах
слова «потрескивающего», но бомба есть и в состоянии космоса, где грохочет гром и сверкает молния, и в
социальной ситуации, напоминающей
шквальный пулеметный огонь. Эта мембрана, благодаря которой внешнее и внутреннее предстоят друг другу, называется
Памятью. Если память является эксплицитной темой творчества Рене, то в его творчестве не стоит искать какого бы то ни было скрытого и более «тонкого» содержания, а гораздо
полезнее дать оценку преобразованию,
каковому Рене подверг само понятие памяти
(оно не менее важно, чем трансформации этого понятия, осуществленные Прустом и Бергсоном). Ибо память уже,
разумеется, не является способностью иметь воспоминания: это мембрана, попадающая в разнообразные режимы (непрерывность,
но также и дискретность,
обволакивание и пр.) и способствующая установлению 1 Bunoure, «Alain Resnais» Seghers, p. 67 (по поводу «Всей
памяти мира»). «Рене |