Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

1 Можно указать на существенные анализы Мишеля Симана, в особенности — на те, что посвящены «Космической Одиссее» и «Сиянию», в его книге «Kubrick».     i


526


Жиль Делёз


Кино-2. Образ-время


527


 


Во Франции, в то самое время, когда новая волна выдвинула кинематограф тела, мобилизовавший все мысли, Рене создал кинематограф мозга, вкладывающего свои силы в тело. Мы видели, как состояния мира и мозга находят совместное выражение в биопсихических стадиях в фильме «Мой американский дядюшка» (три мозга), или же в исторических эпохах в фильме «Жизнь - роман» (три эпохи). Пейзажи представляют собой ментальные состояния, а ментальные состояния - различные типы картографии, и притом одни кристаллизуются в других в геометризованном или минерализованном виде (бурный поток в фильме «Любовь до смерти»). Тождественность мозга миру — это ноосфера из фильма «Люблю тебя, люблю», которая может быть как инфернальной организацией концлагерей, так и космоспиритуальной структурой Национальной библиотеки1. И уже у Рене это тождество предстает на уровне не столько целого, сколько некоей поляризованной мембраны, непрестанно сообщаю^ щейся и с внешним и внутренним, способствующей взаимообмену между ними и их соприкосновениям, руководящей их взаимопроникновениями и отсылающей их друг к другу. Речь идет не о целом, а скорее о чем-то, напоминающем две зоны, сообщающиеся или соприкасающиеся между собой все больше по мере того, как они пег рестают быть симметричными и синхронными, подобно мозговым полушариям у героя фильма «Ставиский»2. В «Провидении» бомба присутствует в состоянии тела старого романиста-алкоголика, во всех смыслах слова «потрескивающего», но бомба есть и в состоянии космоса, где грохочет гром и сверкает молния, и в социальной ситуации, напоминающей шквальный пулеметный огонь. Эта мембрана, благодаря которой внешнее и внутреннее предстоят друг другу, называется Памятью. Если память является эксплицитной темой творчества Рене, то в его творчестве не стоит искать какого бы то ни было скрытого и более «тонкого» содержания, а гораздо полезнее дать оценку преобразованию, каковому Рене подверг само понятие памяти (оно не менее важно, чем трансформации этого понятия, осуществленные Прустом и Бергсоном). Ибо память уже, разумеется, не является способностью иметь воспоминания: это мембрана, попадающая в разнообразные режимы (непрерывность, но также и дискретность, обволакивание и пр.) и способствующая установлению

1  Bunoure, «Alain Resnais» Seghers, p. 67 (по поводу «Всей памяти мира»). «Рене
активизирует вселенную по образцу нашего мозга. Проходящее перед его объекти
вом внезапно претерпевает трансмутацию, и из документальной реальности мы
незаметно соскальзываем в иную <...>, отстраненная обстановка отсылает нас к
нашему собственному образу. Так, библиотекарь <... > наделяется выражением лица
нервного, нейронного вестника».


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz