2 Ср. интервью,
процитированное Бенайюном в: «Alain Resnais
arpenteur de соответствия
между полотнищами прошлого и слоями реальности, когда одни из них эманируют из
всегда присутствующего внутреннего, а другие приходят из всегда грядущего
внешнего, причем все они «обрезают» настоящее,
которое отныне становится лишь их встречей.
Эти темы уже были проанализированы прежде, и, если кинематограф тела отсылает главным образом к одному
из аспектов непосредственного
образа-времени, к временной серии согласно определенным «до» и «после», то мозговой кинематограф развивает другой аспект, порядок времени соответственно
сосуществованию его собственных связей. Но если
память способствует сообщению между внутренним и внешним,
относительными как интериорное и экстериорное, то абсолютные внешнее и внутреннее наверняка должны сталкиваться и быть соприсутствующими друг другу. Рене Предаль показал, как
получилось, что Освенцим и Хиросима так и остались горизонтом всего творчества Рене, а также то, насколько герои Рене близки к «нынешним
Лазарям», которые благодаря Кейролю стали душой современного романа, с тех пор
как писатель установил родство-библейского персонажа с
темой концлагерей1. В центре фильмов Рене всегда своего рода библейский Лазарь, поскольку он воскресает, и возвращается из страны мертвых; он прошел через смерть и рождается из смерти, из-за которой он сохранил сенсомоторные недуги- Даже если он сам и не был в Освенциме, даже если он сам и не был в Хиросиме... Лазарь прошел через клиническую смерть, он родился после явной смерти, он воскрес из мертвых, будь то в Освенциме или в Хиросиме, в
Гернике или на алжирской войне. Герой фильма «Люблю тебя, люблю» не только попытался покончить жизнь
самоубийством, но еще и зовет Катрин, свою возлюбленную,
оказавшуюся словно в море при отливе или увязшую ночью в болоте. «Все мертвые
всегда утопленники», — говорит один из персонажей фильма «Ставиский». Это следует понимать так, что по ту сторону
полотнищ памяти всегда чуть слышен
плеск, перемешивающий их: это смерть изнутри, формирующая некий абсолют, из которого возрождается тот, кто смог ее избежать. А спасшийся, тот, кто смог
возродиться, в свой черед неумолимо
движется к смерти, настигающей его извне, словно другая грань абсолюта. В фильме «Люблю тебя,
люблю» совпадают между собой две
смерти: .смерть изнутри, после которой герой возвращается, — и
настигающая его смерть извне. Действие «Любви до смер-г ти», по
нашему мнению, одного из наиболее амбициозных фильмов в истории кино, движется от клинической
смерти, после которой герой воскресает, к смерти окончательной, в
которую он провадива- 1 Р г ё d a I Rene, «Alain Resnais, Etudes
cinematographiques», ch. VIII. Ср.: Cayrol, «Pourun romanesque lazareen», «Corps
Strangers», 10—18. |