528 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 529 ется, и одну от
другой отделяет «не столь глубокий ручеек» (очевидно, что в первый раз врач не ошибся, никакой иллюзии здесь нет, была смерть мнимая или клиническая, мозговая смерть). В промежутке между
двумя смертями в соприкосновение входят абсолютное внутреннее и абсолютное
внешнее, и это внутреннее глубже, нежели все
полотнища прошлого, а это внешнее отдаленнее, чем вс& слоиэкстериорной реальности. В промежутке между этими внутренним и внешним кажется, будто мир-мозг на мгновение заселился какими-то зомби:
Рене «тяготеет к сохранению призрачного харак-! тера показываемых им существ, и держит он их в некоем полумире, фантомов,
чья судьба - на мгновение вписаться в нашу ментальную вселенную; эти зябкие
герои <...> одеты в слишком теплую одежду не по погоде»'. Персонажи Рене не только возвращаются из Освенцима или Хиросимы; ведь это философы, мыслители,
мыслящие^ существа. А философы - это и есть существа, прошедшие через смерть, возродившиеся после нее, и устремленные к
другой смерти, хотя» возможно, той
же самой. В одном очень веселом рассказе По-' лина Харвей говорит, что она ничего не понимает в философии, но любит
философов за производимое ими двойственное впечатление: они полагают,
что прошли через смерть, - но также считают, что,, несмотря на это, продолжают жить, приобретя эту самую странную« усталую зябкость2. По мнению Полины
Харвей, это двойная и смехотворная
ошибка. По нашему же мнению, это двойная, хотя и вправду смехотворная,
истина: философ — это тот, кто с полным правом или без такового считает, что он вернулся из царства мертвых, но, какими
бы ни были его основания, он в это царство возвращается. Философ — выходец с
того света и возвращается на тот свет. Такова была действующая формулафилософии, начиная с Платона. Утверждая, что персонажи Рене являются философами, мы, разумеется,
не имеем в виду того, что эти
персонажи много рассуждают о философии, равно как и того, что Рене «применяет» философские идеи ккинематогра-фу,
- а хотим лишь сказать, что он изобретает философское кино, кинематограф мысли, совершенно новаторский по
отношению к истории кино, но вполне
действующий в области философии и благодаря своим незаменимым сотрудникам образующий на редкость гармонич- 1 Слова Жан-Клода Бонне по поводу «Любви
до смерти», в: «Cinimatographe», |