2 Harvey Pauline.«Ladansedesatomesetdesnebuleuses»,в:«Dixnouvellespar ное сочетание
философии и кино. То, что мысль имеет нечто общее и с Освенцимом, и с
Хиросимой, продемонстрировали не только вели,-кие послевоенные философы и
писатели, но и великие кинорежиссет ры — от Уэллса до Рене, и при этом
серьезнейшим образом. А вот что является противоположностью культу смерти. Между двумя гранями абсолюта, между двумя смертями, смертью изнутри или прошлым и смертью извне или будущим, внутренние полотнища памяти и
внешние слои реальности порою перемешиваются, продлевают друг друга, устраивают «короткое замыкание», формируют прямо-таки движущуюся
жизнь, жизнь сразу и космоса и мозга, — то есть как бы мечут молнии с одного
полюса на другой. Зомби внезапно начинают
петь, и у них получается песнь жизни. «Ван Гог» Рене является шедевром,
поскольку в нем показано, как в промежутке между кажущейся смертью изнутри
{приступом безумия) и окончательной смертью извне (самоубийством) полотнища внутренней жизни и слои внешнего мира низвергаются друг на друга,
продлевают или перерезают друг друга на растущих скоростях, — и так до
черного экрана в самом конце1.
Но какие молнии, заслуживающие названия самойжиз-ни, сверкают в промежутке между этими смертями? Между двумя полюсами происходит творение, и оно подлинно лишь
потому, что творится между двумя смертями, мнимой и реальной, и
становится интенсивнее по мере того, как
освещает этот зазор. Полотнища прошлого опускаются, а слои реальности поднимаются, и эти объятия представляют собой вспышки жизни: как раз то, что Рене
называет «чувством» или «любовью»
как ментальной функцией. Рене постоянно утверждал, что его интересует именно церебральный механизм,
ментальные функции, мыслительный процесс и что все это относится к подлинным элементам кино. Церебральный или интеллектуальный, но не отвлеченный кинематограф,
ибо отчетливо видно, до какой степени чувство, аффект или страсть
представляют собой подлинных персонажей мозга-мира. Вопрос скорее состоит в установлении того, в чем различие между
классическим интеллектуальным кино»
например у Эйзенштейна, и. таковым же кино модернистским, например у Рене. Ибо уже Эйзенштейн отождествлял кино с мыслительным процессом в том виде, как он с
необходимостью происходит в мозгу и
«обволакивает» чувство или страсть. Интеллектуальное кино, согласно Эйзенштейну, является мозговым целым, объединяющим пафос и органичность. Декларации Рене
можно сближать с заявлениями
Эйзенштейна, когда речь идет о церебральном процессе как объекте и двигателе кино2. И
все-таки нечто изменилось, и это 1 Р г ё d а 1, р. 22-23. 2 Ср. сближение Рене с Эйзенштейном у
Ишагпура, р. 190-191. |