1 Роберто Шварц (Schwarz) и его определение «тропикализма». «Temps modernes», no.288,juilletl970. В таком случае что остается? Остается самое великое «агитационное» кино из всех когда-либо существовавших: агитация теперь не проистекает от осознания, а состоит в погружении всего в транс: народа,
его хозяев,
самой камеры, - в доведении всего до аберрации, чтобы служить проводником различных видов насилия, а также
чтобы личные дела сделать политическими, а политические — личными («Транс
земли»). Отсюда возникает весьма важный аспект критики мифа у Рошй: не анализ мифа с целью обнаружить его архаический
смысл или древнюю структуру, но соотнесение архаического мифа с импульсами, характерными для в высшей степени современного
общества: с голодом, с жаждой, с
сексуальностью, с властью, со смертью, с религиозными, культами. Втворчестве Брокка мы обнаружим под
оболочкой мифа присущую Азии
непосредственность грубых, импульсов и социального насилия, ибо первая настолько же не «натуральна»,
насколько второе не «культурно»'.
Извлечение из мифа действительно пережитого, обозна-1 чающего
в то же время невозможность жить, может происходить и ины- < ми способами, но оно все же непрестанно создает
новый объект политического кино: погружение
в транс, переживание кризиса. У 'Пьера» Перро речь, разумеется, идет о состоянии кризиса, а не транса, то
есть> не столько о грубых
импульсах, сколько об упорных поисках. Тем не менее блуждания в поисках
французских предков («Дневное королевство», «Страна без здравого смысла», «Приезжал в Бретань квебекец»), под оболочкой мифа о происхождении, в свою очередь, свидетельствуют об отсутствии
границы между частным и политическим, — нотакже и о невозможности жить в таких условиях для уроженца колонии, который
-- куда ни ткнется — попадает в тупик2. Все происходит так, как если бы современное политическое кино, в отличие
от классического кинематографа,
складывалось уже не вокруг возможности эволюции и революции, а вокруг
невозможностей, в духе Кафки: нестерпимое. Западные режиссеры не смогли уберечься от этого
тупика, поскольку они не пожелали изображать народ из папье-маше и делать
образы революционеров бумажными: именно-благодаря этому условию Комолли становится настоящим политическим режиссером, когда
берет в качестве объекта двойную
невозможность: и образовать группу, и не образовать группу, «невозможность скрыться в группе и
невозможность этим удовлетвориться» («Красная тень»)3. ' О Лино Брокка, о
том, как он использует мифы, и о его кинематографе импульсов ср.: «Cinematographe», no. 77, avril 1982 (в особенности статья Жака
Фьески «Violences»). 2 О критике мифа у
Перро ср.: Gauthier Guy, «Une ecriture du
reel», а
также' |