'Lardeau Yann. «Cinema des racines, histoires du
ghetto». «Cahiers du cinema», no. 340, octobre 1982. ется чисто
кинематографическим смыслом, аналогично годаровскому «как?». «Почему»
- это вопрос из внутреннего, принадлежащий личному
«я», ибо если народа нет, если он распадается на меньшинства, то прежде
всего народ - это я, я - народ моих атомов (как говорил Карме-ло Бене), я —
народ моих артерий (как сказал бы Шахин), — Герима же, в свою очередь, утверждал, что если и существует какое-то множество негритянских «движений», то каждый режиссер сам по
себе является таким движением. Но
почему? Это также и вопрос извне, вопрос мира, выдумывающего себя при
собственном отсутствии, — мира, у которого есть
шанс выдумать себя, поставив личному «я» тот же вопрос, какой личное «я»
обращало к миру: Александрия — я, я — Александрия. Масг са фильмов Третьего
мира обращается к памяти - имплицитно, но порою — даже в своих названиях,
таких, как «Ради продолжения мира» Перро,
«Память» Шахина, «Живительная память» Хлейфи. И это не психологическая память как способность воскрешать
воспоминания, равно как даже не
коллективная память, т. е. не память существующего народа. Это — как мы
уже видели — странная способность ставить в непосредственный
контакт внешнее и внутреннее, народное дело и частные дела, отсутствующий народ и недостающее «я»,
мембрана, двойственное становление.
Кафка писал об этом могуществе, каким наделяется память у малых наций: «Память малой нации не короче памяти нации
крупной; стало быть, она больше роется в глубинах наличествующего материала». В глубинном и отдаленном
измерении она компент сирует то, чего
ей недостает в протяженности. Она не превосходит память большой нации ни в
психологичности, ни по коллективизму, ибо, «в малой стране» каждый получает в наследство лишь выпадающую ему долю, и ничего, кроме этой доли, у него нет, даже
если он об этом не знает или даже
если он ее не хранит. Сообщение между миром и «я» в разделенном на частицы мире и в расколотом «я» не
прекращается. Получается, что вся память мира будто навязывает себя каждому
угнетенному народу, а вся память «я» поставлена на карту в некоем органическом
кризисе. Артерии народа, к которому я принадлежу, — или же народ моих артерий... И все же разве
это «я» — не «я» интеллектуала из Третьего мира; не портрет ли это такого интеллектуала, который должен порвать с состоянием колониальной зависимости, но может сделать
это лишь перейдя на сторону
колонизаторов, пусть даже эстетически, через художественные влияния, как Роша и Шахин? Кафка указал иной
путь, узкую тропинку, с обеих сторон
граничащую с риском: как раз потому, что «большие таланты» или индивидуальности высшего порядка отнюдь не изобилуют в
малых литературах, автор не в состоянии производить индивидуальные высказывания, которые напоминали бы
выдуманные истории; но также именно
оттого, что народа нет, автор в состоянии производить высказывания,
которые уже являются коллективными |