в наше время {«Черный
Бог и белый дьявол», «Земля в трансе»); впоследствии же речь зашла о том*,
чтобы извлечь из нестерпимого речевой акт о том, о чем невозможно
заставить умолкнуть, - акт игры воображения,
каковое было бы не возвращением к мифу, но производством коллективных высказываний, способным
возвысить нищету до уровня странной позитивности, изобретения народа («Антонио
дас Мортео, «Семиголовыйлев», «Отсеченные
головы»)1. Транс и
погружение в него являются чем-то
переходным, промежуточным или же становлением: именно ,он делает
возможным акт речи — вопреки идеологии
колонизаторов, мифам, колонизованных и разглагольствованиям интеллектуалов. Режиссер повергает в транс
части народа, чтобы внести свой вклад
в изобретение собственного народа, который только и может составить целое. У Роша" части еще не по-настоящему реальны,
— они рекомпонируются (а у Усмана Сембена они восстанавливаются в отрезке
истории до самого XVII в.). На другом же конце Америки Перро обращается ж, реальным персонажам,
к своим «заступникам» ради того,
чтобы предотвратить всякую выдумку, но также и ради проведения мифокритики. Действуя с помощью погружения в кризис, Перро высвобождает воздействие .речи,
сопряженной ,с выдумкой, то
генерирующей действие (вновь изобретенная ловля морских свинок в фильме «Ради продолжения мира»), то
воспринимающей в качестве объекта саму себя {поиски предков в «Дневном
королевстве»), то влекущей за собой симуляцию творчества (охота
на североамериканского лося в фильме «Светозарный зверь»), — но
всегда таким образом, что выдумка сама по
себе становится памятью, а память — выдумыванием какого-то народа.
Возможно, кульминацией всего этого является
фильм «Земля без деревьев», где объединены все средства, — а
может быть, наоборот, «Страна без здравого смысла», где средства разрежены (ибо здесь реальный персонаж
находится в абсолютном одиночестве, он ведь даже не квебекец, а представитель
крошечного франкофонного меньшинства
в англоязычной стране, и когда он перелетает из Виннипега в Париж, то
успешно выдумывает свое квебекское
происхождение, чтобы иметь возможность высказаться от имени некоей общины)2. Речь идет не о
мифе какого-то канувшего в Лету
народа, а о выдумках народа грядущего. Речевому акту необхо- 1 О критике мифа и эволюции творчества Роша
ср.: Amengual
Barthelemy. 2 «Ecritures de Pierre Perrault»: о реальных
персонажах и о речевом акте как игре во |