2 На советском
конгрессе 3 Ср. вводимое Бенвенистом различие между планом «рассказа», соотносящего
со либо во всех случаях,
когда производятся графические исследования написанного текста (например,
повторение слова «Братья» все увеличивающимися буквами в «Броненосце "Потемкине "*■). Что же
изменилось с изобретением звукового кино? Речевой акт больше не
отсылает ко второй функции зрения, он уже не прочитывается, а слушается. Он
становится непосредственным и восстанавливает
отличительные черты «речи», оказывавшиеся искаженными в немом кино с титрами
(согласно Бенвенисту, отличительной чертой речи являются личные
отношения типа Я — Ты). Здесь можно заметить,
что на этом основании кинематограф аудиовизуальным не становится. В отличие от титров, представлявших
собой иной тип образа по сравнению с
визуальным, звуковое, говорящее кино предназначено для слушания, однако
последнее становится новым измерением и
новым компонентом визуального образа. Именно на этом основании
звуковые образы становятся образами1. Эта ситуация в высшей степени отличается от театральной. А значит,
возможно, что звуковое кино видоизменяет визуальный образ: будучи
слышимьш, оно показывает нечто такое,
что невозможно было свободно показать
в немом кино. Итак, представляется, что визуальный образ стал денатурализованным. И действительно, его епархией
становится целая область, которую
можно назвать взаимодействием между людьми, причем
последнее отличается от заранее задаваемых структур й проистекающих из них действий или реакций. Разумеется, взаимодействие
тесно переплетается с различными структурами, действиями и реакциями. Однако последние представляют
собой условия или последствия
речевого акта, тогда как первое является коррелятом этого акта, и его
можно увидеть лишь в себе самом и сквозь самого
себя, как взаимно обратимые отношения перспективы >ЯГ— Ты или
соответствующую коммуникации интерференцию. Социология коммуникации и сложилась на этой основе: взаимодействия, воспринятые в точке,"где они не вытекают из
предсуществующих социальных структур
и не сливаются с психическими действиями и реакциями, но служат коррелятом речевых актов или молчания, лишая
социальное его естественности, формируя системы, далекие от равновесия или изобретающие собственный тип
равновесия (социализация
-десоциализация), возникают на обочинах или на перекрестках и занимаются прямо-таки постановкой или
драматургией повседневной жизни (недуги, одурачивание и конфликты в их вза- |