2Burch Noel, «De Mabuse a M.: le
travail de Fritz Lang», в: «Cinema, theorie,
lectures», p. 235. тут есть
ситуация, действия и реакции, — но сюда примешивается и Из всего этого уже можно сделать вывод о том, как мало общего было у звукового кино с театром и что кино бывало похоже «а театр лишь в плохих фильмах. В таком случае вопрос «Что нового в звуковом кино
посравнению с немым?» утрачивает свою двусмысленность и может быть рассмотрен вкратце. Возьмем такую тему, как сотрудничество
между полицией и воровской малиной: в «Стачке» Эйзенштейна такое
сотрудничество, ставящее подонков на службу хозяевам, показано в виде игры действий и реакций, указывающей меру естественной зависимости малины и проистекающей от
структуры капиталистическою общества;
в «М» аналогичное сотрудничество проходит через речевой акт, становящийся независимым от двух его участников,
поскольку фраза, начатая полицейским комиссаром, будет продолжена, продлена или
трансформирована паханом, - она находится в
двух различных местах и показывает проблематичное, зависящее от «обстоятельств», взаимодействие между
участниками, которые сами по себе
друг от друга не зависят (социология обстоятельственных ситуаций). Или возьмем тему деградации: в
фильме Мурнау «Последний человек» деградация главного швейцара может
проходить через церемониал и сцену,
связанную с произнесением речей (хотя и немую) в бюро директора, она может включать в себя визуальные рифмы
между вертящимися дверьми вначале, сном о дверях и дверью в |