Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

2Burch Noel, «De Mabuse a M.: le travail de Fritz Lang», в: «Cinema, theorie, lectures», p. 235.


тут есть ситуация, действия и реакции, — но сюда примешивается и
иное, нередуцируемое измерение. Нам заметят, что и в этом примере
из Ланга, и в массе других примеров написанное (объявление и газе
та) произносится вслух; оно возобновляется в детерминированных
речевых актах, рифмующих каждую сцену с другой. В результате же
получается, что один и тот же недетерминированный речевой акт (слу
хи) циркулирует и распространяется, показывая живое взаимодей
ствие между независимыми персонажами и отдельно взятыми места
ми. И чем автономнее становится речевой акт, выходящий за рамки
детерминированных лиц, тем более проблематичным предстает от
крываемое им поле визуальной перцепции, ориентированное на про
блематичную точку, находящуюся у предела переплетенных между со
бой линий, взаимодействия: таков убийца, «сидящий к зрителю спи
ной в сцене завязки», когда его почти не видно (или сообщники в
фильме Форда, или бифуркации в фильмах Манкевича). Структура и
ситуация продолжают обусловливать взаимодействия, как если бы это
происходило ради действий и реакций, но условия эти являются ре
гулирующими, а уже не составляющими. «Взаимодействиепо-прежне-
му структурируется такого рода условиями, но остается проблематич
ным в продолжение действия^.                                                               >•

Из всего этого уже можно сделать вывод о том, как мало общего было у звукового кино с театром и что кино бывало похоже «а театр лишь в плохих фильмах. В таком случае вопрос «Что нового в звуковом кино посравнению с немым?» утрачивает свою двусмысленность и может быть рассмотрен вкратце. Возьмем такую тему, как сотрудничество между полицией и воровской малиной: в «Стачке» Эйзенштейна такое сотрудничество, ставящее подонков на службу хозяевам, показано в виде игры действий и реакций, указывающей меру естественной зависимости малины и проистекающей от структуры капиталистическою общества; в «М» аналогичное сотрудничество проходит через речевой акт, становящийся независимым от двух его участников, поскольку фраза, начатая полицейским комиссаром, будет продолжена, продлена или трансформирована паханом, - она находится в двух различных местах и показывает проблематичное, зависящее от «обстоятельств», взаимодействие между участниками, которые сами по себе друг от друга не зависят (социология обстоятельственных ситуаций). Или возьмем тему деградации: в фильме Мурнау «Последний человек» деградация главного швейцара может проходить через церемониал и сцену, связанную с произнесением речей (хотя и немую) в бюро директора, она может включать в себя визуальные рифмы между вертящимися дверьми вначале, сном о дверях и дверью в


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz