Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

- Неизбежностью было то, что звуковое кино избрало в качестве привилегированного объекта внешне наиболее поверхностные и преходящие, равно как и наименее «естественные» и структурированные социальные формы, — встречи с Другим: с другим полом, с другим классом, с другим регионом, с другой нацией, с другой цивилизацией. Чем меньше оно показывало предсуществующие социальные структуры, тем яснее можно было выделить не естественную немую жизнь, а чистые формы общительности, сквозной нитью проходящие через беседу. И несомненно, беседа неотделима от структур, мест и функций, от интересов и побудительных причин, от действий и реакций, являющихся поотношению кней экстериорными. Ноюна обладает также свойством искусственно подчинять себе>все этигдетерминации, обыгрывать их или, скорее, делать из них переменные соответствующего ей взаимодействия. И обусловливают беседу уже не интересы, и даже не чувство или любовь, сами зависящие от того, насколько эмоциональна беседа, а сама беседа обусловливает присущие ей отношения силы и типы структурирования. Потому-то в беседе, взятой как таковая, всегда есть нечто безумное и шизофреническое (в беседе^о бистро, о любви, об интересах или о светскости как сущности). 'Психиатры изучали беседы шизофреников, с их маньеризмом, сближениями и отталкиваниями, но ведь любая беседа шизофренична, она и есть модель шизофрении, а не наоборот. Очень хорошо выразился Берте: «Если рассматривать беседу как совокупность сказанного, то какого многоглавого субъекта или полуидиота, изрекшего все это, надо вообразить?»2 Было бы ошибкой считать беседу функцией уже объединенных или связанныхмежду собой участников. Но даже в последнем случае характерной чертой беседы является перераспределение ее предметов и установление взаимодействий между предположительно находящимися в дисперсии и не зависящи-


 


1  Можно задаться вопросом, а по силам ли кинематографу вообще достичь Показа
феноменов взаимодействия. Но в немых фильмах такое возможно, когда они отка
зываются от титров и работают посредством аберрантных движений. Так, напри
мер, мы установили это для «Человека с киноаппаратом» Вертова, где интервал иг
рает роль дифференциала движений. И даже в «Последнем человеке» «сорвавшаяся
с цепи» камера позволяет видеть некоторые взаимодействия.

2  Douchet Jean, в: «Cinema americain», «Cahiers du cinema»,^no. 150, decembre
1963, p. 146-147.


1  Теория Жерара Женетта, касаясь литературного повествования, подчеркивает раз
личие между вопросами «кто говорит?» и «кто видит?» («Figures HI», p. 203, а также
•«Nouveau discours du recit». Seuil). В ней черпают вдохновение концепции Франсуа
Жоста, в:
«Communications», no. 38,1983. Манкевич представляется нам их наилуч
шей кинематографической иллюстрацией.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz