2 В е г t h e t Е, в: «La conversation». «Communications»,
no. 30,1979, p. 150. 554 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 555 ми друг от
друга людьми, проходящими по сцене по воле случая: выходит, что беседа
представляет собой слухи в сжатом виде, а слухи -это расширенная беседа, причем и слухи, и беседа обнаруживают автономию
общения и циркуляции речи. На этот раз не беседа служит образцом взаимодействия, а наоборот, взаимодействие между разделенными между собой людьми или же в рамкахрдной и
той же личности является моделью беседы. То, что можночгазвать
общительностью или «светскостью» в крайне
обобщенном смысле, никогда не сливается
с обществом: речь здесь идет о взаимодействиях, совпадающих с речевыми актами, а не с проходящими сквозь них
в соответствии с какой-то предварительно взятой структурой действиями и
реакциями. Эту сущность светскости в беседе,
независимую от общества, открыл Пруст, а параллельно - социолог Зиммель.
Любопытно констатировать, до какой степени
театр и даже роман оказались беспомощными в том, чтобы уловить беседу как
таковую, за исключением писателей - современников кино (Пруст, Джеймс)
или даже тех, кто испытал его непосредственное влияние (в театре —Уилсон, в
романе — Дос Пассос, Натали Саррот)1. На самом деле звуковое кино совсем не походило на заснятые на пленку театральные
постановки или романы — это было лишь на самом низком уровне.
Изобретение кино — озвученная беседа, до сих пор ускользавшая как от театра,
так и от романа,. — а кроме того, соответствующие беседе визуальные или читаемые взаимодействия. Возможно все-таки,
что на самом низком уровне был риск
увлечь кино в тупик, свести его к заснятому
на пленку диалогу. И этот риск был так велик, что для нового открытия беседы и взаимодействия потребовались
неореализм и, в особенности, новая
волна: великую миссию восстановления этой способности киноюсуществили Трюффо, Годар и Шаброль, и безразлично,
в каком режиме — позитивном ли, пародийном или критическом. Но бесспорно, что показ беседы и взаимодействия еще в самую раннюю эпоху звукового кино был освоен кинематографом,
посвятившим этому явлению особый жанр, чисто кинематографическую «комедию*,
американскую par excellence (хотя с
некоторыми оговорками сюда относится и французская комедия Паньоля и Гитри). И как раз независимо от собственного содержания или своих объектов беседа производила взаимодействия, сужавшие или расширявшие связи между индивидами, а также обязывавшие их стать победителями или побежденными, видоизменить или даже перевернуть 1 Алехо Карпентьер,
процитированный Митри («Esthetique
etpsychologie du cinema». Ed.
Universitaires, II, p. 102): «В диалоге есть некий ритм, движение, отсутствие последовательности в идеях и, наоборот, странные
ассоциации, любопытные отзвуки, что абсолютно непохоже на диалоги, обыкновенно
наполняющие» романы и театральные
пьесы». |