их перспективы'. К примеру,
профинансирует ли эта старая дама предприятие
и соблазнит ли эта девушка мужчину? Возбуждение игры взаимодействий имеет решающее значение для
экономического или любовного
содержания произведений, а не наоборот. Звуковое кино в том виде, в
каком его возможности реализует ранняя американская комедия, определяется той
или иной манерой заполнения пространства
речевыми актами, в условиях, постепенно становящихся все более разнообразными и тонкими и каждый раз образующих
«должную форму», соединяющую скорость
говорения с показываемым пространством.
Иногда говорят сразу все, а иногда речь одного участника диалога заполняет пространство до такой степени, что
речь другого сводится к бесплодным попыткам, заиканию и усилиям по прерыванию. Обычное
безумие, характерное для американских семей, и постоянное вторжение чужого или аномального как нарушение равновесия в системах,
которые сами далеки от равновесия, формируют образцы комедийной классики («Мышьяк и старое вино» Капры). Такая актриса,
как Кэтрин Хепберн, является мастером общения на экране, что обнаруживается в скорости парирования ударов,
равно как и в том, с какой ловкостью
она обманывает или дезориентирует,«воего партнера, - и это при
равнодушии к содержанию, разнообразию или переворачиванию
перспектив, сквозь которые она проходит. Кьюкор, Мак-Кэри и Хоукс превращают беседу и
сопряженное с ней «слабоумие» в суть
американской комедии, а Хоукс придает беседе неслыханную скорость. Любич завоевывает для себя целую сферу субконверсащи
(слегка напоминающую определение,
данное ей Натали Саррот). Капра делает элементом комедии дискурс, и
происходит это потому, что в самом дискурсе
он демонстрирует взаимодействие с публикой. В фильме «Ruggles of Red Cup» Мак-Кэри уже
противопоставил английскую сдержанность и
лаконичность свободному американскому дискурсу, основанному на воззвании Линкольна. И понятно, что благодаря показу
дискурса как кинематографического объекта Капра перешел от комедии к сериалу «За что мы сражаемся», и
произошло это по мере того, как сама конкретная форма общительности -
несмотря на сугубые силу и жестокость ее
содержания, предстала в демократии, определяемой как «искусственный мир», в
котором индивиды отказались от
объективных аспектов своей ситуации или от личных аспектов собственной деятельности ради осуществления между
собой, так сказать, чистого взаимодействия. Американская комедия
мобилизует нации (конфронтация США с Англией, Францией, СССР..), но также и
регионы (мужчина из Техаса), классы и даже деклассированные элементы (мигрант, бродяга, авантюрист; разнообразные
персонажи, которые 'Simmel Georg, «Sociologie de la sociability», в: «Urbi, III», 1980. (Ср. способ, каким Зиммель извлекает отсюда одно из определений
демократии.) |