556 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 557 так дороги
интеракционистской социологии), чтобы показать взаимодействия, недуги во взаимодействии, переворачивания взаимодействия. Если же объективное социальное содержание «расплывается» за счет четкого показа
форм общительности, то субъекты — в звуках или интонациях, характерных для того
или иного региона или класса - остаются как
субъекты речевых актов либо как переменные речевого акта, взятого в своей межсубъектной совокупности. Возможно,
в ином кинематографическом жанре, в
некоторых приключенческих фильмах, субъекты, в свою очередь, также исчезают. И тогда стремительно звучащие голоса
становятся атональными и утрачивают характерный акцент; в поисках кратчайшего пути они делаются
горизонтальными, их можно назвать
холодными в том смысле, в каком говорят: холодное оружие; это реплики, каждая из которых может быть
произнесена и другим участником диалога, и теперь беседе тем лучше удается
выявить собственное безумие, чем
больше она сливается с автономным множеством того, чему «случается быть
сказанным», - а взаимодействие тем яснее, чем более
до странности нейтральным оно становится: это проявляется в игре четы
Богарт-Лорен Бэкол в некоторых фильмах Хоукса, например, в «Иметь и не иметь» или в «Большом
сне»'. Услышанный речевой акт как составная часть визуального образа кое-что в1
этом образе проясняет. Возможно, в этом смысле надо понимать следующую гипотезу
Комолли: отказ от глубины кадра и допущение
определенного уплощения образа имели среди прочих оснований возникновение звука, составившего
четвертое измерение визуального образа, дополняющего собой третье2.
Но на том же самом основании речевой акт уже не довольствуется тем, что способствует видению: получается так, что он видит сам
(Мишель Шьон проанализировал особый
случай таких «видящих голосов», у которых «глаза в голосе», как, например,
голос из «Завещания доктора Мабузе» Лан-га или голос компьютера
из фильма Кубрика «2001», к которым можно присовокупить и голоса из фильмов Манкевича)3. И, говоря
более обобщенно, услышанный речевой акт сам по себе является некоторым образом видимым. Увидеть можно (или
невозможно) не только его источник. В
той мере, в какой он является слышимым, его можно и увидеть, ибо он сам
вычерчивает себе путь в рамках визуального образа.
Разумеется, и немое кино уже умело демонстрировать пространство, пройденное
неслышным речевым актом, а также дополнять его: таковы передача приказа у
Эйзенштейна, свист соблазнительницы,
от которого вздрагивает герой «Восхода солнца» Мурнау; 1 В одном неизданном
тексте Клер Парне анализирует голос в американском 2 Ср.: С о то 11 i, «Cahiers du cinema»,no. 230,231,juin— jujllet 1972. |