1 Ср. анализ музыки
Фуско к фильму «Затмение», проведенный Эмманюэлем Деко (Decaux). - «Cinematographe», no. 62, novembre 1980 (номер, посвященный музыке к кинофильмам). 562 Жиль Целёз Кино-2. Образ-время 563 между собой, но при этом несущие элементы самого образа, с одной стороны —
визуальный образ, с которым эти речевые акты соотносятся, а с другой -
согласующая и преодолевающая их музыка. Следовательно, мы подходим к проблеме, которая касается уже не только коммуникации звуковых элементов, зависящих от
визуального образа, но и
коммуникации, присущей последнему во всех его частях, с чем-то его
превосходящим, когда нет возможности без этого обойтись, — а такой возможности нет никогда. Круг представляет
собой не только круг звуковых
элементов, в том числе и музыкальных, в их отношениях к визуальному образу, но еще и отношения самого
визуального образа к музыкальному элементу par excellence, а ведь последний проскальзывает повсюду, и в sound in, и в sound off, и в шумы, и в звуки, и в речь. Движение в пространстве выражает некое изменяющееся целое; это похоже на вариации миграции птиц, зависящие от времен года. Повсюду, где устанавливается движение между вещами и людьми, происходит некая вариация или изменение во времени, т. е. в открытом целом, которое включает их в себя и в которое они погружаются. Ранее мы видели, что образ-движение всегда выражает некое целое, и в этом смысле он формирует косвенную репрезентацию времени. И как раз поэтому образ-движение обладает двумя закадровыми пространствами: одно из них относительное, то, в соответствии с которым движение, касающееся множества, составляющего образ, продолжается или может продолжаться в рамках более обширного множества того же характера; другое же абсолютное, то, в соответствии с которым движение — независимо
от множества, в каковом мы его рассматриваем, — отсылает к некоему выражающему его изменяющемуся целому Согласно первому измерению, визуальный образ
нанизывается в цепь вместе с другими образами. Согласно второму измерению,
выстраивающиеся в цепь образы
интериоризуются в соответствующем целом, а это целое экстериоризуется в образах, причем само оно
изменяется в то время, как образы
движутся и нанизываются в цепь. Разумеется, образу-движению присущи не
только экстенсивные движения (пространство), но и движения интенсивные (свет), а также аффективные (душа). Тем не менее время как открытая и изменяющаяся
целостность превосходит все
движения, даже личностные изменения души или ее аффективные порывы, хотя и не в состоянии без них обойтись.
Стало быть, оно улавливается в косвенной репрезентации, — ведь оно не
может обойтись без выражающие его
образов-движений, но, тем не менее, превосходит все относительные движения, заставляя нас помыслить некий абсолют
движения тел, некую бесконечность движения света, какую-то бездну движения душ: таково возвышенное. От образа-движения
к живому концепту, и наоборот... И
оказывается, что все это можно было отнести уже к немому кино. Если же теперь
нас спросят, в чем состоял вклад
киномузыки, то мы увидим, как вырисовываются элементы от- |