![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
564 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 565
И действительно, проблема киномузыки в этом направлении имег ет не столько гегельянское решение в духе Эйзенштейна, сколько решение ницшеанское. Согласно Ницше или по крайней мере, Ниц-ше-шопенгауэрианца периода «Рождения трагедии», визуальный образ исходит от
Аполлона, приводящего его в движение согласно некоей мере и способствующего тому, чтобы этот образ косвенно и опосредованно, посредством лирической поэзии или
драмы, выражал целое. Но целое
способно и к прямой репрезентации «непосредственно данного образа»,
несоизмеримого с первым, и на этот раз образа музыкального и дионисийского,
более близкого к безосновательной Воле,
нежели к движению1. В трагедии непосредственно данный музыкальный образ представляет собой нечто вроде
огненного ядра, окруженного визуальными аполлоническими образами, и не
может обойтись без их шествия. О кино,
представляющем собой прежде всего,
визуальное искусство, можно скорее сказать, что музыка добавляет непосредственный образ к образам
опосредованным, косвенно репрезентирующим
целое. Но ничего существенного не изменится, если мы захотим узнать изначальное различие между
косвенной и прямой репрезентацией.
Согласно таким композиторам, как Пьер Жансен или в меньшей степени —
Филипп Артхейс, киномузыка должна быть абстрактной
и самостоятельной, подлинным «инородным телом» в визуальном образе, слегка напоминать пыль в глазу, а
также сопровождать «нечто
"присутствующее в фильме без того, чтобы то было в нем показано или даже индуцировано»2. Хотя
некое отношение и существует, все же
ни внешнее, ни даже внутреннее соответствие не приведет нас к подражанию, т. е. к реакции инородного
музыкального тела на совершенно непохожие на него визуальные образы, или же
скорее к самостоятельному
взаимодействию общей структуры в целом. Внутреннее взаимодействие играет здесь столь же ничтожную роль, как и внешнее,
и движение вод при игре света - столь же коррелят для баркаролы, сколь и объятия парочки венецианцев. Это
доказал Ганс Эй-
2 «Table ronde sur la musique de film», в: «Cinematogmphe», no. 62. |
![]() ![]() |