564 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 565 ные образы немого кино уже выражали некое целое, то как добиться того, чтобы целое звукового и визуального элементов не стало одним и тем же, или, если
оно все-таки одно и то же, - чтобы оно не дало повод для образования двух избыточных выражений? По мнению Эйзенштейна, речь идет о формировании некоего целого,
состоящего из двух выражений, общий знаменатель (опять же —
соизмеримость) между которыми предстоит
найти. А вот достижение звукового кино заключалось скорее в выражении целого двумя несоизмеримыми и не соответствующими друг другу способами. И действительно, проблема киномузыки в этом направлении имег ет не столько гегельянское решение в духе Эйзенштейна, сколько решение ницшеанское. Согласно Ницше или по крайней мере, Ниц-ше-шопенгауэрианца периода «Рождения трагедии», визуальный образ исходит от
Аполлона, приводящего его в движение согласно некоей мере и способствующего тому, чтобы этот образ косвенно и опосредованно, посредством лирической поэзии или
драмы, выражал целое. Но целое
способно и к прямой репрезентации «непосредственно данного образа»,
несоизмеримого с первым, и на этот раз образа музыкального и дионисийского,
более близкого к безосновательной Воле,
нежели к движению1. В трагедии непосредственно данный музыкальный образ представляет собой нечто вроде
огненного ядра, окруженного визуальными аполлоническими образами, и не
может обойтись без их шествия. О кино,
представляющем собой прежде всего,
визуальное искусство, можно скорее сказать, что музыка добавляет непосредственный образ к образам
опосредованным, косвенно репрезентирующим
целое. Но ничего существенного не изменится, если мы захотим узнать изначальное различие между
косвенной и прямой репрезентацией.
Согласно таким композиторам, как Пьер Жансен или в меньшей степени —
Филипп Артхейс, киномузыка должна быть абстрактной
и самостоятельной, подлинным «инородным телом» в визуальном образе, слегка напоминать пыль в глазу, а
также сопровождать «нечто
"присутствующее в фильме без того, чтобы то было в нем показано или даже индуцировано»2. Хотя
некое отношение и существует, все же
ни внешнее, ни даже внутреннее соответствие не приведет нас к подражанию, т. е. к реакции инородного
музыкального тела на совершенно непохожие на него визуальные образы, или же
скорее к самостоятельному
взаимодействию общей структуры в целом. Внутреннее взаимодействие играет здесь столь же ничтожную роль, как и внешнее,
и движение вод при игре света - столь же коррелят для баркаролы, сколь и объятия парочки венецианцев. Это
доказал Ганс Эй- 1 Ницше, «Рождение трагедии», §§
5,16 и 17. 2 «Table ronde sur la musique de film», в: «Cinematogmphe», no. 62. |