![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
слер в своей
критике Эйзенштейна: не существует движения, общего для визуального и звукового элементов, и музыка действует не подобно
движению, но как «стимулятор движения, все же его не дублируя» (т. е. подобно
воле)1. И дело в том, что образы-движения, визуальные образы в движении
выражают некое изменяющееся целое, но выражают
они его косвенно, такчто нельзя утверждать, что изменение как свойство
целого регулярно совпадает с каким-либо относительным движением людей или вещей, а также с аффективным движением, ин-териорным некоему персонажу или какой-либо группе:
в музыке оно выражается непосредственно, но по контрасту или даже в
конфликте, в несогласованности с движением
визуальных образов. Поучительный
пример этому привел Пудовкин: провал пролетарской манифестации не должен сопровождаться ни грустной, ни даже
неистовой музыкой, — он лишь составляет драму во взаимодействии с
музыкой, с изменением целого, как с растущей
волей пролетариата. Эйслер приводит
массу примеров такой «патетической дистанции» между музыкой и образом: быстрая и решительная музыка
для пассивного или угнетающего образа, нежность или спокойствие
баркаролы как genius loci по отношению к
бурности происходящих событий, гимн солидарности при показе образов
угнетения... Словом, к косвенной репрезентации
времени как изменяющегося, целого звуковое кино добавляет непосредственную, но музыкальную и только музыкальную, ничему не соответствующую репрезентацию. Это и есть живой концепт, преодолевающий визуальный образ, будучи не в
силах без него обойтись. Можно заметить,
что непосредственная репрезентация — как писал Ницше — не сливается с тем, что
она репрезентирует, с изменяющимся целым
или с временем. К тому же для нее может быть характерно весьма дискретное, или даже разреженное,
присутствие. Более того, прочие звуковые элементы могут исполнять
функцию, аналогичную музыкальной: таков voice огГв его абсолютном измерении, как всемогущий и всеведущий глас (модуляции голоса Уэллса в фильме «Великолепные
Эмберсоны»). Или даже voice in: если голос Греты
Гарбо производил столь сильное впечатление в
звуковом кино, то это потому, что в
каждом из фильмов с ее участием он оказывался способным в определенный
момент не только выразить внутреннее изменение личности героини как аффективное движение души, но еще и объединял
в некоем целом прошлое, настоящее и будущее - и вульгдр-
|
![]() ![]() |