2 Марион Видаль в фильме Ромера «Колено Клер» анализирует
последовательность, щая педагогика, поскольку мы должны по-новому
прочитывать визуальное, равно как и слушать речевые акты.
Вот почему Серж Даней ссылается на «годарианскую» или
«штраубианскую» педагогику. И первым проявлением большой
педагогики в простом и все-таки определяющем случае стали последние
фильмы Росселлини. Дело обстоит так, как если бы Росселлини
сумел заново создать что-то вроде абсолютно необходимой начальной школы с ее уроком
слов и уроком вещей, с грамматикой речи и
правилами обращения с предметами. Эта
педагогика, не сливающаяся ни с документальным фильмом, ни с расследованием, особенно отчетливо
предстает в фильме «ВосшествиеЛюдовика XIVна престол»: Людовик XIV дает портному урок
отношения к вещам, заставляя его подбирать ленты и узелки, чтобы тот создал
прототип парадного костюма, который будет давать занятия дворянским
рукам, — в другом же месте король дает урок новой
грамматики, где он сам становится единственным субъектом высказывания,
тогда как вещи сочетаются согласно его намерениям. Педагогика или, скорее,
«дидактика» Росселлини состоит не в соотнесении
речей между собой и не в демонстрации вещей, но в выделении простейшей
структуры дискурса, — речевого акта, — а также в обучении будничному изготовлению вещей, большим или малым трудам, ремеслу или индустрии. В фильме «Мессия» сопрягаются
притчи, представляющие собой речевые
акты Христа, и изготовление ремесленных предметов; «Августин Гиппонский» сопрягает
акт веры с новой скульптурой (то же
самое происходит с предметами в «Паскале», с рынком из «Сократа» и т. д.). Так
сочетаются две траектории. Интересы
Росселлини состоят в разъяснении понятия «борьбы» как возникновения нового, и
борьба эта не творится между двумя траекториями, а может проявиться лишь
«сквозь» них и благодаря их маят-никообразным
движениям. Под дискурсами необходимо найти новый стиль речевого акта, всякий раз выявляющийся в языковой борьбе с
прошлым, — а под вещами - новое пространство, формирующееся в тектонической противопоставленности пространству
прежнему. Пространством Людовика XIV является Версаль, благоустроенная территория, противостоящая
скученному пространству Мазарини, — но также
и индустриальное пространство, где вскоре началось серийное производство вещей. Будь то у Сократа,
Христа, Августина, Людовика XIV, Паскаля или
Декарта — речевой акт отрывается от прежнего
стиля в то время, как пространство формирует новый слой, стремящийся закрыть предыдущий; повсюду борьба
характеризует маршрут мира,
покидающего один исторический момент ради того, чтобы войти в другой —
трудные роды нового мира с двойными щипцами
слов и вещей, речевых актов и стратифицированного пространства. Такова историческая концепция, сочетающая
одновременно и комическое и
драматическое, и необычайное и повседневное т |