576 Жиль Дели Кино-2. Образ-время 577 новые типы
речевых актов и новые виды структурирования пространства. «Археологическая»
концепция почти что в духе Мишеля Фуко...
Как раз этот метод унаследовал Годар, превративший его в основу
собственной педагогики и присущего ему дидактизма: таковы уроки отношения к вещам и словам в фильме «Шестью два», вплоть до знаменитой последовательности из фильма «Спасайся,
кто может», где урок отношения к вещам состоит в позах,
навязываемых'клиентом проститутке, а урок слов — в фонемах, которые он
заставляет ее произносить, — и эти уроки отчетливо друг от друга отделены. На этой-то
педагогической основе и строится новый режим образа. Как мы уже видели, этот новый режим состоит в следующем: образы
и последовательности не нанизываются посредством рациональных купюр, завершающих первый (первую) или начинающих второй (вторую), а заново выстраиваются через
иррациональные купюры, уже не
принадлежащие ни к одному из двух образов и ни к одной из двух последовательностей и обладающие смыслом сами по себе (зазоры). Иррациональные купюры,
следовательно, имеют дизъюнктивный, а
уже не конъюнктивный смысл1. В сложном случае, который мы теперь рассматриваем, проблема в
следующем: где проходят купюры, в чем
они состоят, почему они обладают автономией? Мы сталкиваемся с первой последовательностью визуальных образов,
имеющих звуковой и речевой компонент, как на первой стадии звукового
кино, — однако они стремятся к пределу, который им уже не принадлежит, как не принадлежит он и второй последовательности. Этот предел, эта иррациональная купюра,
может представать в весьма разнообразных визуальных формах - либо в
неподвижной форме последовательности
необычных, «аномальных» образов, порою прерывающих нормальное выстраивание двух
последовательностей; либо в
расширенной форме черного или -белого экрана
и их производных. Но всякий раз иррациональная купюра имеет в виду новую стадию говорящего кино, новый
облик звукового кино. Это может
быть актом молчания в том смысле, что молчание возникло с появлением речевых и музыкальных
элементов. Это может быть и речевым
актом, но взятом в аспекте игры воображения или заложения основ, а не в его
классических аспектах. Примеры тому многочисленны в фильмах новой волны,
например в фильме Трюф-фо «Стреляйте в пианиста», где речевой акт
прерывает погоню на автомобиле^ — акт тем более странный, что он сохраняет
видимость обыкновенной беседы, взятой
наудачу; этот метод особенно выра- 1 В и г с h, р. 174: от ложного согласования «возникает эффект зияния,
подчеркивающий дизъюнктивный характер
изменения плана, между тем как разработка правил монтажа постоянно его затушевывала». зителен у Годара,
поскольку иррациональная купюра, к которой стремится
нормальная последовательность, является жанром иди персонифицированной категорией, требующими как раз речевого акта как заложения
основ (роль Бриса Парена в «Жить своей жизнью») или как игры воображения (роль Девоса в «Безумном Дьеро»}. Это может
быть и музыкальным» актом, когда музыка органична по отношению к черному заснеженному экрану, разрезающему последовательности образов, и заполняет этот интервал ради
того, чтобы распределять образы по двум непрерывно перемешиваемым сериям: такова организация фильма Рене «Любовь до
смерти», где музыка Хенце
слышится только в интервалах, ибо она принимает на себя подвижную дизъюнктивную функцию в промежутке
между двумя сериями - от смерти к жизни и от жизни к смерти. Случай
может быть и еще более сложным, когда серия образов тяготеет не только к некоему музыкальному пределу как купюре или
категории (как происходит в фильме Годара «Спасайся, кто может», где
непрерывным эхом звучит вопрос: «что
такое эта музыка?»), но и когда эта купюра, этот предел сами формируют серию, накладывающуюся на первую (такова вертикальная конструкция фильма «Имя:
Кармен», где образы квартета
выстраиваются в серию, накладываемую на серии, купюры между которыми они обеспечивают). Годар, разумеется, является
одним из режиссеров, внимательнее других рассмотревшим отношения между визуальным и звуковым элементами. Но
его тенденция реинвестировать
звуковое внутрь визуального, а в последнем, пределе (по выражению Данея)
— «вернуть» оба элемента в тело, из которого они были взяты, влечет за собой
целую систему «сбоев» в синхронизации или
микрокупюр во всех смыслах слова: купюры размножаются и теперь проходят уже не междузвуковым и визуальным элементами,
но и в пределах визуального, и в многочисленных стыках элементов1. А что происходит в том случае, когда
иррациональная купюра, зазор или
интервал проходят между очищенными, освобожденными друг от друга,
дизъюнктивными визуальным и звуковым элементами?,. |