Моисей - вестник некоего невидимого Бога
или чистого Слова, преодолевающий
сопротивление древних богов и даже не оставляющий своего имени на собственных скрижалях. И,
возможно, сопоставление Штрауба с
Кафкой подтверждается тем, что Кафка также считал, что мы обладаем лишь
речевыми актами, чтобы преодолеть сопротивление господствующих текстов, предустановленных законов и уже вынесенных приговоров. Но если дела обстоят так в «Моисее
и Аароне» и «Америке,
классовых отношениях», то
недостаточно просто сказать, что речевой акт должен оторваться от того,
что оказывает ему сопротивление, — он сам
оказывает сопротивление, он сам и является актом сопротивления. Невозможно
извлечь речевой акт из того, что оказывает ему сопротивление, не придав ему при этом силу сопротивления против того, что
ему угрожает. Он — насилие, помогающее «там, где царствует насилие», то самое
баховское Шпаш.'(нем. «вон! прочь!». - Прим. пер.). Разве тем самым речевой акт уже не становится
музыкальным в Моисеевом Sprechgesang (нем. «речитатив». — Прим.
пер.), но также и в исполнении музыки
Баха, отрывающемся от партитур еще больше, нежели голос Анны Магдалены —
от писем и документов? Речевой или музыкальный
акт представляет собой акт борьбы: он должен быть экономным и редким, наделенным бесконечным терпением,
чтобы навязать себя тому, что оказывает ему сопротивление, - но также и
до крайности неистовым, чтобы самому стать
сопротивлением, актом сопротивления1.
Неодолимый, он превозмогает... В фильме «Непримирившиеся» речевым актом является речь старухи, на сей раз скорее шизофреническая, нежели подверженная афазии, и достигающая кульминации в звуковом образе финального выстрела из
револьвера: «Я наблюдала за шествием времени; все кипело, дралось между собой, платило миллион за конфетку, а затем имело лишь три гроша на кусочек хлеба». Речевой
акт схвачен как бы наискось, сквозь
все проницаемые им визуальные образы, в свою очередь, организующиеся в соответствующее количество геологических
и археологических пластов, в переменном порядке, в зависимости от разломов и
лакун: Гинденбург, Гитлер, Аденауэр, 1910, 1914, 1942,1945... Именно таково у
Штрауба сравнительное положение звукового и
визуального образов: люди говорят в пустом пространстве, и, пока речь поднимается в гору, пространство
погружается в землю, 1 О «плохом
владении» языком и «возвращении к афазии», ср.: Straub et |