' Ср. подробный
анализ ролей Моисея и Аарона в интервью, «Cahiers du cinema», no. 258. Кино-2. Образ-время нию Сезанна, цвет
и свет), но также и речевой акт, поднимающийся с земли к солнцу1. Таковы
две траектории: «голос приходит с другой стороны
образа». Они противостоят друг другу, однако именно в этой непрерывно воссоздаваемой дизъюнкции подземная
история наделяется эстетически
волнующим смыслом, а устремленный к солнцу рече^ вой акт обретает
политически выразительный смысл. Речевые акты кочевника
(Моисей), бастарда («Измрака к сопротивлению»), изгнанника («Америка...») представляют собой акты
политические, и в силу этого с самого
начала они являлись актами сопротивления. Если Штрауб избирают для фильма, поставленного по роману Кафки, название «Америка, классовые отношения», то
причина этому втом, что с самого
начала герой выступает в защиту подпольного человека, кочегара из низших
слоев общества!, — а затем ему приходится столкнуться с махинациями господствующего класса, разлучающего его с дядей (доставка письма); речевой акт, звуковой
образ является актом сопротивления и
для Баха, поколебавшего границы между профанным и священным, и для Моисея, преобразовавшего отношения между жрецами
и народом. Но и наоборот, визуальный образ, теллурический земной ландшафт развивает прямо-таки эстетическую потенцию,
благодаря которой обнаруживаются исторические пласты и следы.по-литической
борьбы, над которыми он надстроен. В фильме «Всякая революция есть бросок игральных костей» персонажидекламируютстихотворение Малларме на кладбищенском холме, где
погребены трупы коммунаров: они перераспределяют элементы этого стихотворения
согласно их типографскому характеру, словно эксгумированные объекты. Следует
утверждать сразу и то, что слово создает событие, поднимая его, и то,
что безмолвное событие погребено под землей. Событие — это непременно
сопротивление, располагающееся в промежутке
между тем, что выдергивает речевой акт, и тем, что погребается в земле. Это цикл неба и земли, внешнего
света и подземного огня, и к тому же
звукового и визуального элементов, который никогда не преобразует целого, но каждый раз творит дизъюнкцию между 1 Об этих двух
моментах, их коммуникации и циркуляции, ср • М а 1 d i n'e у |