586 Жиль Д,елёз Кино-2. Образ-время 587 двумя образами и
в то же время — новый тип их отношений, которые очень точно можно назвать отношениями несоизмеримости, но никак
не отсутствием отношений. Аудиовизуальный образ как раз и формируется благодаря дизъюнкции, диссоциации визуального и звукового элементов, каждый из которых является геавтономным, но в то же время этот образ
представляет собой несоизмеримые отношения, «иррациональность», связывающую эти
элементы, не формируя, однако, какого бы то ни было целого, и даже не
ставящую перед собой задачу сформировать хотя бы
«малейшее» целое. Это и есть сопротивление, возникшее благодаря крушению сенсомоторной схемы и разделяющее
визуальный и звуковой образы, - но с тем большим успехом устанавливающее
между ними отношения, далекие от
гармонической совокупности. Марге-рит
Дюрас продвигалась в этом направлении все дальше и дальше: центральный фильм трилогии «Песнь об Индии» устанавливает
необычное метастабильное равновесие
между звуковым образом, доносящим до нас все голоса (voices in и voices off, относительные и абсолютные, атрибуируемые
и неатрибуируемые, и все они то соперничают между собой, то устраивают заговоры, то друг о друге не
ведают, то забывают друг друга, и ни
одному из них не принадлежит ни всемогущество, ни последнее слово), и образом визуальным,
способствующим нашему прочтению
безмолвной стратиграфии (персонажи не открывают ртов, даже когда их голоса доносятся с другой стороны,
так что все их слова уже произнесены
в прошедшем совершенном времени, тогда как место действия и событие, бал в посольстве, принадлежат мертвому пласту,
прикрывающему древний и жгучий пласт, другой бал в другом месте)'. В визуальном
образе мы обнаруживаем жизнь под пеплом или по
ту сторону зеркал аналогично тому, как из звукового образа мы извлекаем чистый, но многоголосый речевой акт,
отделившийся от театра и оторвавшийся от письменности. «Вневременные»
голоса напоминают четыре стороны некоего
звукового единства, сопоставляемого
с единством визуальным: визуальный и звуковой элементы являются точками
зрения на устремленную к бесконечности историю любви, идентичную самой себе и все же от самой себя отличающуюся. Ранее «Песни об Индии» «Женщина Ганга» уже
основывала геавто-номию звукового
образа на двух вневременных голосах, а цель этого фильма
определялась моментом, когда звуковое и визуальное «соприкоснулись» в
точке бесконечности, перспективами которой они являются, — и при этом утратили
свои грани'. А впоследствии в фильме «Ее
имя Венеция в пустыне Калькутты» подчеркивается
геавтономия визуального образа, обратившегося в руины, — тем самым
выявляется еще более древний страт, имя
девушки под именем замужней женщины, — но все это направлено к одной и
той же цели, когда в бесконечности героиня
касается точки, общей для двух образов (как если бы визуальное и звуковое граничили с тактильным, со «стыком»). В фильме «Грузовик» голосу «задним
числом» возвращается тело, но лишь в той мере, в какой видимое
дезинкорпорируется или становится пустым
(кабина, дорога, явления грузовика-призрака): «теперь существуют лишь
места из какой-то истории, а еще — история,
которая места не имеет»2. |