Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Первые фильмы Маргерит Дюрас были отмечены всевозможными качествами, присущими дому, или совокупности «дом-парк», а также такими темами, как страх и желание, проговаривание и умолчание, уход из дома и возвращение домой, сотворение события и его утаивание и т. д. Маргерит Дюрас была великим режиссером темы дома, крайне важной для кинематографа, и не только потому, что женщины «обитают» в домах во всех смыслах, но еще и оттого, что в женщинах «обитают» страсти: таковы фильмы «Разрушать говорит она» и особенно «Натали Гранже», а впоследствии — «Вера Бакстер». Но почему в «Вере Бакстер» мы видим шаг назад по сравнению с остальным творчеством режиссера, а в «Натали Гранже» — подготовку к вскоре последовавшей трилогии? Не впервые художник может дать оценку того, что его несомненная удача - лишь шаг вперед или назад по сравнению с более глубокой целью. В случае же с Маргерит Дюрас дом перестает ее удовлетворять, поскольку он может обеспечить лишь автономию визуального и звукового компонентов одного и того же аудиовизуального образа (ведь дом — все еще место, локус в двойном — пространственном и речевом смысле). Но вот зайти дальше, достичь геавтономии звукового и визуального образов, превратить два образа в перспективы общей точки, расположенной в бесконечности — такая новая концепция иррациональной купюры не может ни избирать


 


1 «Песнь об Индии» — один из тех фильмов, что вызвали большое количество комментариев по поводу отношений между визуальным и звуковым элементами: упомянем здесь Паскаля Бонитцера («Le regard et la voix», p. 148—153); Доминика Но-геза (N о g u e z, «Eloge du cinema experimental», Centre Georges-Pompidou, p. 141149); Диониса Масколо (MascoloDionys,B: «Marguerite Duras», Albatros, p. 143—156). В этом последнем сборнике содержатся также важные статьи о «Женщине Ганга» Жоэля Фаржа (Farges), Жан-Луи Либуа (Libois) и Катрин Вайнцепфлен (Weinzaepflen).


'Duras Marguerite. «Nathalie Granger», suivi de «Lafemme du Gange»: когда
«образный фильм» и «фильм голосовой», не согласуясь между собой, касаются друг
друга (вернее, каждый независимо касается другого) в расположенной в бесконеч
ности точке, формирующей их «стык», оба «умирают», в то время как грани их рас
сыпаются (Маргерит Дюрас назначает такую точку в «Женщине Ганга», р. 183— 184;
однако же, фильм продолжается, как если бы речь шла о «продолжении»>или вы
живании помещенных в следующий фильм, в свою очередь двойной).
2Ishagpour Yassef. «D'une image a I'autre». Mediations, p. 285 <эта формула
выведена из подробного анализа творчества Дюрас, р. 225—298).               '


588


Жиль Делёз


Кино-2. Образ-время


589


 


дом местом действия, ни даже с домом сочетаться. Несомненно, дом-парк уже обладал большинством свойств какого-угодно-пространства, пустотами и бессвязностью. Но требовалось покинуть дом, устранить дом, ради того, чтобы какое-угодно-пространство могло выстроиться лишь посреди бегства, и в то же время речевой акт должен был «уходить и убегать». Только в бегстве персонажи должны были догонять друг друга и давать друг другу ответы. Нужно было добиться «необитаемости», сделать необитаемым пространство (море и пляж вместо дома-парка), чтобы придать ему геавтономию, сравнимую с геавто-номией речевого акта, в свою очередь, ставшего неатрибуируемым: история, больше не имеющая места (звуковой образ), для мест, больше не имеющих истории (визуальный образ)1. И как раз новые очертания иррациональной купюры, новый способ ее представления составляют аудиовизуальные отношения.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz