речи в строгом смысле термина, - и музыкальной организации серии, не обязательно состоящей в музыкальных
элементах (аналогично этому, у Маргерит Дюрас можно сопоставить музыку с
организацией голосов и с абсолютным
актом желания, с криком вице-консула или хриплым голосом из «Женщины
Ганга», — а в фильмах Штраубов можно сравнить организацию речей Анны Магдалены
с исполнением музыки Баха и с его
криком...). Но было бы ошибкой делать из этого вывод о преобладании звукового начала в современном кинематографе. На самом деле, то же самое замечание
верно и для визуального образа:
видение получает геавтономию лишь в том случае, если оно отрывается от собственных эмпирических
проявлений и устремляется к пределу,
представляющему собой сразу и нечто невидимое, и тем не менее то, что можно лишь увидеть (своего рода ясновидение,
отличающееся от просто видения и проходящее через какие-угодно, пустые и разрозненные, пространства)1.
Таково видение слепого, видение
Тиресия, а такая речь напоминает речь афатика или беспамятного. А коль скоро это так, ни одна из двух
способностей не может достичь
высшей степени своего проявления, не достигнув также и предела, отделяющего одну от другой, но также и
соотносящего их в этом отделении. То, что говорит речь, является также невидимым, и
зрение видит это лишь посредством ясновидения; а то, что видит зрение,
есть высказываемое речью несказанное. Маргерит Дюрас может упомянуть «ясновидящие голоса» и зачастую заставляет их
говорить «я вижу» или «я вижу, не
видя: да, это именно то». Обобщенная формула Фи-липпона, состоящая- в том, чтобы заснять речь как нечто видимое, остается верной, но становится тем более верной,
чем больше видение и говорение обретают новый смысл. Когда звуковой и
визуальный образы становятся геавтономными,
они благодаря этому не прекращают составлять один аудиовизуальный образ, тем
более чистый, что их новое
соответствие возникает из детерминированных форм несоответствия: предел каждого образа и соотносит
образы друг с другом. И это не
произвольная, а весьма неукоснительно соблюдающаяся конструкция, присутствующая в «Женщине Ганга» и
способствующая тому, что визуальный и звуковой образы умирают, соприкасаясь, но соприкасаются они лишь у предела, который
сохраняет их разде-ленность, «и поэтому он непреодолим, хотя и всегда
преодолеваем в силу своей непреодолимости». Визуальный и звуковой образы вступают в особые, так сказать, несобственно-прямые
отношения. И действительно, мы вышли
за пределы классического порядка, когда це- 1 Маргерит Дюрас
выдвигает понятие или, скорее, «мимолетное ощущение класса насилия» в «Nathalie Granger», p. 76, p. 95 (и особенно - p. 52, где речь идет о положении
коммивояжера). Бонитцер дает комментарий по поводу этого класса как элемента фильма «Песнь об Индии», класса,
объединяющего «прокаженных, нищих и вице-консулов»: р. 152-153. |