Остается
подвести итог формированию этого образа-времени в современном кино и
обозначить новые знаки, которые он имеет или с которыми сопряжен. Между образом-движением и образом-временем существует масса переходных оттенков, почти
неощутимых или даже смешанных. При
этом невозможно сказать, что один из них важнее, прекраснее или глубже другого. Можно лишь утверждать, что образ-движение не дает нам образа-времени. Тем
не менее он дает нам множество сопряженных с ним вещей. С одной стороны, образ-движение
составляет время в его эмпирической форме, поток времени: последовательность настоящих согласно внешним отношениям
между «до» и «после», когда получается, что прошлое - это прежнее настоящее, а
будущее — грядущее настоящее. Результатом не
слишком глубокого размышления может быть вывод, что кине- 1 Вопрос об
искуплении проходит красной нитью через всю книгу Зиберберга о 2 В философии именно
это сделал Реймон Рюйе в книге «La
cybemitique et I'origine матографический
образ всегда располагается в настоящем времени. Но эта идея, будучи усвоенной в готовом виде, является пагубной для какого бы то ни
было понимания кино, и вину за эту ошибку несет не столько образ-движение, сколько чересчур поспешная рефлексия. Ведь, с другой стороны, образ-движение уже вызывает
некий образ времени, отличающийся
от него избыточностью либо недостаточностью и располагающийся поверх или ниже
настоящего как эмпирического потока:
тут время уже не измеряется посредством движения, но само задает ритм или меру
движения (метафизическая репрезентация). И ритм этот, в свою очередь, имеет два
аспекта, рассмотренных нами в предыдущем томе: это минимальная единица времени как интервала движения либо тотальность времени как максимум движения во
вселенной. Утонченное и возвышенное... Однако же выходит, что и в первом, и во
втором аспекте время отличается от движения лишь как его косвенная
репрезентация. Время как поток истекает из образа-движения или из последовательных планов. Но время как единица или
тотальность зависит от монтажа,
соотносящего его опять же с движением или с последовательностью планов. Вот почему образ-движение в своих
основах сопряжен с косвенной репрезентацией времени и не дает нам его
непосредственной репрезентации, т. е.
образа-времени. В таких случаях единственная непосредственная репрезентация времени может быть в музыке. Но в
современном кинематографе, напротив, образ-время уже не является ни
эмпирическим, ни метафизическим, но «трансцендентальным», в том смысле, какой
это слово имеет у Канта: время «сходит с петель» и предстает в чистом состоянии1. Образ-время имеет в
виду не отсутствие движения (хотя
зачастую подразумевает его разреженность), но перевернутость субординации; уже не время подчинено движению, а
движение подчиняется времени. Уже не время истекает из движения, из его нормы и из его исправленных аберраций, а
движение как ложное,
аберрирующее движение теперь
зависит от времени. Образ-время стал непосредственным, тогда как время
обнаружило новые аспекты, а движение стало аберрирующим по сути, а не
случайным образом, — монтаж обрел новый
смысл, и в послевоенный период сложился так называемый новый кинематограф. Сколь бы тесными ни были его взаимосвязи с классическим кинематографом,
современное кино ставит вопрос:
какие новые силы воздействуют на образ и какие новые знаки заполняют
экран? |