А на следующий день появились другие
рецензии — на сам фильм. Почти все они оказались уничтожающими, и в критическом
рейтинге оценка "четыре" означала уже не высший, а едва ли не самый
низший балл из десяти возможных. Пресса с тайным злорадством выражала беспокойство
за дальнейшую судьбу и кредитоспособность режиссера картины Терри Гильяма.
Иронизировала по поводу того, что употреблять наркотики куда более приятно,
чем наблюдать за теми, кто это делает. Сам Гильям был подавлен реакцией на
фильм, потребовавший колоссальных усилий, чтобы за 18 миллионов долларов
организовать съемки в раскаленной пустыне, построить декорации в голливудских
студиях и на месте хотя бы частично восстановить атмосферу Лас-Вегаса начала
70-х годов. В данном случае не стоит слепо доверяться
критикам, лучше самим вместе с Джонни Деппом и его партнером Беницио Дель Торо
(подобие Дон-Кихота и Санчо Пансы, которые борются с ветряными мельницами)
посетить Лас-Вегас — признанный символ Американской Мечты. "Город
пороков", где оживают призраки четвертьвековой давности и мгновенно
материализуются глюки. Этот опыт стоит предпринять хотя бы потому, что в
сегодняшнем мире трудно сыскать режиссера с более причудливой и буйной
фантазией, нежели Терри Гильям. И он сам, и его герои всегда ухитряются
вырваться из давящей обыденности с помощью разного рода галлюциногенов — не
только химического, но и вполне натурального происхождения. Разве не таково
оно у выдуманных авантюр, сказочных подвигов, невероятных путешествий? И, как
сказал один из немногих доброжелательных критиков картины, "нет
необходимости обкуриваться, идя на этот фильм: он сам это сделает за тебя". В основе "Лас-Вегаса" — дико
смешной и до безобразия серьезный роман Хантера С. Томпсона, который стал
классикой эпохи пост-хиппи. Он впервые появился в отрывках на страницах журнала
"Роллинг стоунз" в 1971-м году и тут же стал "проверкой на
вшивость" в среде консерваторов, воспрявших после десятилетия
бесконтрольной свободы. Сказать тогда, что читал этот роман, в определенных
кругах было равнозначно признанию в том, что сам "затягивался", и
означало поставить крест на карьере. Кинематограф, беременный многими мотивами
этой книги, давно должен был разродиться ее экранизацией. Где как не в кино
воссоздать наркотический "делириум", где рассказать о путешествии
журналиста и его друга-адвоката в бездну никсоновской Америки, из тропического
зеленого рая Лос-Анджелеса в песчаный ад пустыни и в неоновый ад Лас-Вегаса?
Где как не в кино показать такие аттракционы, как "Выбейте зуб
ребеночку" или тир "Поразите жизненно важные органы" со стрелами
в виде игл для подкожных инъекций? Где при этом неизбежным фоном прозвучали бы
шлягеры эпохи — от Пола Анки до Боба Дилана? |