Томпсон — один из самых брутальных
представителей "нового журнализма" 60-х годов (наряду с Норманом
Мейлером и Труменом Капотэ) — сам появляется в фильме в эпизодической роли.
Играющий его "альтер эго" Джонни Депп почти карикатурен в своем комизме,
в нелепом пиджаке и мятой шляпе (символ безвкусия 70-х годов), с заторможенной
пластикой, с торчащим изо рта, словно антенна, мундштуком. Именно на пороге
нового десятилетия Томпсон изобрел свой собственный термин:
"гонзо-журнализм". Гонзо — так зовут и героя Дель Торо, человека явно
не-англосаксонского вида. (На жаргоне американских обывателей "гонзо"
означает примерно то же, что у нас сочетание "чурки" и
"чайника"; чтобы войти в этот образ, Дель Торо
отрастил живот массой в Вот почему Томпсон со своим партнером (а
в фильме — Депп с Дель Торо) выезжают по журналистскому заданию на мотогонки в
открытом красном "шевроле". Наглотаться пыли в пустыне довелось и
актерам, и режиссеру, которого продюсер-палестинец закутал в бедуинский платок
и прозвал 'Терри Аравийским". А когда герои получают задание осветить
деятельность полиции по борьбе с наркотиками, они накачиваются галлюциногенами,
даже не доехав до отеля в Лас-Вегасе, который по прибытии кажется им населенным
ящерицами в рост человека. И это в городе, где, при всех его пороках, горстка
марихуаны могла стоить ее держателю двадцати лет тюрьмы. Кстати, по поводу ящериц. На
пресс-конференции в Канне Гильям и Депп дружно защищали свою картину и ругали
пресловутую "Годзиллу". "Ящерица, читающая Толстого, — это
интересно. Ящерица, которая всего лишь больше других ящериц, — нет", —
сказал Гильям, апологет самых диких экранных фантазий. Депп, тоже пострадавший
недавно от разносов в прессе, заявил, что провал в прошлом году в Канне фильма
"Храбрец" не отвратит его от режиссерской карьеры — хотя бы ради
того, чтобы "обделать критиков". Если Аепп — новичок в режиссуре, этого
никак не скажешь о Терри Гильяме. Когда-то, больше десяти лет назад, он
навсегда покорил сердца наших благодарных киноманов фильмом
"Бразилия" (1985) — одним из самых ярких и одновременно мрачных
футуристических гротесков в истории кино. Трехчасовой опус, выдержанный в тонах
кафкианской комедии, не просто пугал ужасами тоталитарного общества (нас не
очень-то запугаешь), но доставлял неизъяснимую радость свободой режиссерской
мысли, богатством изобразительных фактур и остроумием драматургических ходов.
Невозможно забыть сцену, когда в электропровода попадает муха, убитая
программистом, и в компьютер вклинивается ошибка: следует приказ вместо
мелкого "террориста-водопроводчика" Таттла арестовать вовсе уж
безопасного обывателя Баттла. Врезались в память и сны главного героя —
забитого чиновника из министерства информации, почти стукача, который,
превращаясь в некий гибрид Икара и Зигфрида, летит на золотистых крыльях над
чудесной зеленой страной (Бразилией?) и спасает свою избранницу. |