В "Тени ангелов" глубоко
затаились важнейшие компоненты позднего фассбиндеровского стиля, который
спустя несколько лет отпраздновал свой триумф в фильме "Лили Марлен"
и получил определение "пост-Голливуд". На съемках "Тени
ангелов" Шмид встретился с художником Раулем Хименесом, с которым
впоследствии бессменно работал вплоть до его смерти. Но именно Хименес делал с
Фассбиндером "Лили Марлен", используя во многом уже готовую
живописную концепцию. Еще одна нить, связывавшая, а иногда и
путавшая отношения Шмида с Фассбиндером, — актриса Ингрид Кавен. В течение
нескольких лет она была женой Фассбиндера. Но свои главные роли — в
"Паломе" и "Тени ангелов" — сыграла у Шмида. Это послужило
поводом для уколов ревности, пока Фассбиндер не возвел на пьедестал Ханну
Шигулу. А Шмид, верный своим "кадрам", поставил в Париже вместе с
Ивом Сен-Лораном шоу "Ингрид Кавен на Пигаль". Другой "личный" фильм
швейцарского режиссера, предугадавший многое в европейском "большом"
кино, — "Геката" (1982). На первый взгляд эта картина совсем не
типична для Шмида: колониальный роман, где фоном служат экзотические пленэры,
затейливый быт арабских поселений, само мифологизированное кинематографом
слово "Марокко", слово "Касабланка". Но над всем стояла
актриса. Вот что писал по этому поводу в
"Монд" специалист по культовым женским образам Жак Сиклие: "Так
же, как Марлен Дитрих стояла перед камерой своего Пигмалиона, Лорен Хаттон
оказалась во власти режиссера, который превращает свои фантазии и желания в
пленительные образы. Прекрасное лицо актрисы, ее золотистые
волосы идеально обыграны Шмидом, и зритель, захваченный чувственностью
"Гекаты", влюбляется в героиню фильма с первых кадров".
Прославленная манекенщица дает классический урок того, как играть телом, — при
том, что эротических сцен в "Гекате" не так уж много, а обычно в
фильмах Шмида и вовсе нет. "Желание не требует того, чтобы устраивать в
спальне Олимпийские игры, — говорит Шмид. — Оно не означает физические
упражнения". Наваждение, рок — понятия, хорошо
разработанные в кинематографе, сформировавшие свой жанр и тип femme fatale — роковой женщины. Шмид охотно пользуется традиционными
клише, но делает фильм иной — скорее метафизический. Здесь, как нигде, ему
удалось запечатлеть текучую, зыбкую субстанцию времени-пространства-чувства.
Действие начинается и кончается в 1942 году, но в промежутке — застывшая
сакральная вечность, континуум, бесконечность мгновений. Муж героини, согласно
легенде, пребывает с какой-то таинственной миссией в Сибири, и ревнивый
любовник едет туда, чтобы проверить легенду. Все и впрямь существует: и Сибирь
(снятая в двадцати километрах от Цюриха), и потерявший рассудок муж, но ясно,
что эта география и эта психология фиктивны, что объективной реальности не
существует. |