Легенды рода Шмида не уходят вглубь
рыцарских времен; они коренятся гораздо ближе к нам, и в то же время они
недостижимо далеки. Какой уютной была Европа сто лет назад — уже оснащенная
благами цивилизации и комфорта, но еще не тронутая тоталитарной порчей. Золотой
век буржуазии, еще не принявшейся пожирать и истреблять себя самое с помощью
своего исторического могильщика. Занавес опустился в 1914 году, когда
по-настоящему завершился XIX
век. А до этого всеми проклятый Венский конгресс вместе с консервативной
реставрацией принес Европе целое столетие почти непрерывного мира. Революция казалась тогда делом
романтическим, щекочущим нервы и зарождалась от пресыщенной скуки в очагах
салонов и элитарных кафе. Кузина Наполеона III принцесса Матильда держала салон в
Париже, куда были вхожи, наряду с Гюго и Флобером, все будущие революционеры. Шмид нашел еще живых свидетелей и провел
небольшое расследование о деятельности некоего Ульянова в Цюрихе. Выяснил, что тот
исправно платил за квартиру и оставил о себе добрую память у местных обывателей
("Больше мы о нем никогда не слышали"). Стратегию и тактику русской
революции отрабатывали в эмигрантских кафе типа "Одеона". Пестрая публика, заполняющая пространство
Гранд-отеля, артистична и на первый взгляд вполне безобидна: гипнотизеры,
маги, учителя бальных танцев. Среди них мы узнаем и чудесно поющую Ингрид
Кавен, и — в роли хозяйки-сказительницы, энергичной бабки героя — Маддалену
Феллини, сестру итальянского сказочника. Так и в среде исполнителей смешиваются
живые мифы, их отражения и тени. Среди легенд "прекрасной
эпохи", воскрешенных Шмидом в "Мертвом сезоне", есть и скандал с
русской революционеркой, метнувшей бомбу в какого-то фабриканта. Этот
крошечный эпизод прелестно сыграла Джеральдина Чаплин, дочь короля комедии. Она появилась и в новейшем
фильме-гротеске Шмида "Березина", сюжетно связанном с Россией, но
обращенном к внутренним проблемам Швейцарии. Замысел "Березины", по
свидетельству режиссера, возник от вопроса, который кажется риторическим: а
что, если в Швейцарии произойдет путч, военный переворот? Первая реакция: это
невозможно. Вторая реакция: сделаем это кино как сказку. Введем в нее элементы
реальности: например, в Швейцарии есть небольшой горный городок, в котором
орудуют сто двадцать проституток из Восточной Европы. Чешские девушки,
польские сутенеры. Так главной героиней фильма стала Ирина
из города Электросталь — call girl, которая в финале становится царицей. Как
в мыльной опере. Ириной Первой. Шмид не на шутку увлекся своим открытием —
молодой московской актрисой Еленой Пановой. Сравнивал ее с Луизой Брукс и
Марлен Дитрих, говорил о том, как она особым образом впитывает и отражает свет
софитов. Режиссер ввел в картину еще один риторический вопрос: когда
по-настоящему завершилась холодная война? И ответил на него: когда швейцарский
генерал влюбился в русскую "царицу". |