Все, что Тавиани делали в эти годы —
иногда в соавторстве с Валентине Орсини, Йорисом Ивенсом, Альберто Моравиа, —
было достойно и современно: они разоблачали преступления мафии ("Человек,
которого надо уничтожить", 1962), рефлексировали на темы китайского и
кубинского опыта ("Ниспровергатели", 1964), создавали занятные проекты
утопий ("Под знаком Скорпиона", 1969), актуализировали классику
("У святого Михаила был петушок", 1971, по мотивам рассказа все того
же Толстого "Божеское и человеческое"). Самый престижный и дорогой из их ранних
проектов — "Аллонзанфан" с Марчелло Мастроянни (1974) — подводит
черту под кинематографом контестации. Тавиани, далекие от эпатажных крайностей
бунтарства, а тем более от спекуляций на нем, прошли путь леворадикальных
увлечений честно и до конца. И признали, что революция, понимаемая как
коллективное действо под началом харизматических лидеров, ведет в никуда. Этот
фильм обозначил явный декаданс революционной темы: его форма — монументальная,
оперно-декоративная — противоречит узко сектантскому содержанию. И хотя Тавиани
подвергают прошлое иронической переоценке, все равно они остаются в плену
умозрительных формул. Казалось, время Тавиани закончилось. Но
именно с крахом политического кино они вошли в пору творческого цветения.
Первые плоды посыпались в Канне в 1977 году: "Отец-хозяин" отхватил
"Золотую пальмовую ветвь" и независимо присуждаемый приз ФИПРЕССИ,
впервые в истории фестиваля совместив эти награды. Американская критикесса
Полин Кэйл, бывшая в жюри, писала потом, что судьба главного приза не вызывала
ни малейших сомнений. Тавиани удалось переплавить социальный гнев в стилизованную
страсть, добиться эффекта ночного кошмара, когда варварская жестокость кажется
гротескно натуральной. Пейзаж фильма мифологичен: Сардиния, где
испокон веков царит патриархальный уклад, а над пустынными пастбищами и
оливковыми рощами витают тени древних вендетт. Тавиани взяли подлинный случай
из жизни и превратили его в притчу. Самодур-отец, мрачный бородач со стертыми
чертами лица, забирает шестилетнего сына из школы, вынуждает его пасти
ненавистное овечье стадо и почти делает из мальчишки такого же придурка, как он
сам. Почти... Эта история, превращенная в притчу, подлинна: Гавино Ледда до
восемнадцати лет пас овец в глуши, не знал итальянского, не читал книг, не
бывал на континенте. После армии порвал с домом, поступил в университет, в
невероятно короткий срок стал писателем и ученым-лингвистом. Ледда сам
появляется в первых кадрах картины, подводит актера Омеро Антонутти, играющего
Отца, к дверям школы, брехтовским жестом рассказчика оживляет прошлое. |