Падре. Падроне. Отец. Патриарх. Бог.
Крестный. Хозяин. В воображении Гавино, штудирующего чуждый континентальный
язык, выстраивается длинный ряд синонимов. Это Праотец-Прахозяин — равно в
мифологическом "эдиповом" значении и в значении социальном. Бунт и крах власти не обязательно
означают насилие, и в этом Тавиани поправляют себя прежних. Не оружие наделяется
теперь мистической силой, а музыка и речь. Вальс Штрауса, сыгранный на
аккордеоне, переворачивает душу юного пастуха. А когда его Padre Padrone — Отец-Хозяин — бросает в воду
радиоприемник, заглушенное адажио Моцарта возрождается в мелодии, которую
насвистывает Га-вино. Язык (в данном случае литературный итальянский)
становится средством преодоления как социального изгойства, так и
экзистенциального одиночества. Музыка, культура прорывают пелену первобытного
молчания, превращают нечленораздельные звуки и внутренние голоса в осознанные
артикулируемые усилия. Сформулировав свою новую концепцию
человека, природы и истории в "Отце-хозяине", Тавиани развили ее в
фильмах "Ночь святого Лаврентия" (1981) и "Хаос" (1984).
"Крестьянская трилогия" братьев стала последним мощным всплеском
эпического кинематографа, черпающего вдохновение в советской киноклассике, но
замешенного на традициях региональных европейских культур. И Бертолуччи, и
словак Якубиско, и более молодой Кустурица шли по этому пути, спотыкаясь о
соблазны жанровой эклектики, кича, облегченного постмодерна. Чего не скажешь о
Тавиани. Они отвергли наследие 60-х годов — и лобовой документализм, и
оперно-монументальные формы. Но не приняли никаких новомодных наслоений. Если у них и присутствует
мультикультурная коллажность современного сознания, то не в изображении, обычно
стилизованном под интенсивный "романский" колорит, под примитив
раннего Ренессанса с неразвитой перспективой, а скорее в звуке. "В то
время как изображение, — комментируют сами себя братья, — очищено от
всего второстепенного, то звук, наоборот, сложная, составная вещь. В предельном случае он даже
приближается к стилю "поп". Мы стремимся к тому, чтобы в звукозаписи
фильма было всего понемногу: от эстрадной песни из разряда тех, что поет Мина,
до Штрауса, до Moцapma, до сардинского песнопения". Тавиани перебросили мостик от
классического кино к современному, где звуковой монтаж и мощные аудиоэффекты
выходят на первый план, задают чувственную тональность и, в свою очередь,
определяют характер зрительской чувствительности. В этом одна из причин
воздействия, которое оказал кинематограф Тавиани на публику, в том числе и
заокеанскую, столь далекую от еврорегиональных сюжетов. |