Особенно сильно прозвучала в Штатах
"Ночь святого Лаврентия". Не потому только, что ее герои, жители тосканского
городка, спасаясь от немцев, бегут в объятия наступающей американской армии.
Но прежде всего благодаря удивительному искусству storytelling — ведения рассказа, на котором помешаны американцы. Они
усмотрели в драматической структуре фильма Тавиани неведомые им возможности.
Мощь без пафоса. Страсть без сентиментальности. Саспенс без натуги. Фантазия
без кича. Трудно найти фильм, в котором было бы столько героизма и так мало
риторики. Тавиани вновь обратились к собственным
воспоминаниям, хотя и передоверили их шестилетней девочке. Ее глазами увидено
и то, чему она не могла быть свидетельницей: интимные сцены любви и смерти,
кровавые трагедии, одновременно происходившие в разных местах. Это работа
коллективной фольклорной памяти, плетущей свой сказ. В ней, как в волшебной
сказке, легко уживаются жизнеподобное и магическое; ужасные зверства сменяются
мгновениями неземной гармонии, а слушатель превращается в восторженного
ребенка, переживающего вместе с героями их беды и страхи. Как в сказке и как в жизни, героям фильма
приходится делать выбор. уходя, немцы
грозят взорвать городок, а населению велят сосредоточиться в церкви. Часть
общины верит в божественную силу храма и собирается под крылом священника;
другие, предполагая подвох, сбиваются в отряд и ночью покидают город. Тавиани в
этом споре на стороне скептиков: судьба слепа, но интуиция может помочь. Есть и
чисто личная причина. Прототипом героя, уводящего людей на ночную авантюру,
был отец Паоло и Витторио. Они душой с теми, кто рисковал; им жаль тех, кто
боится взглянуть в лицо смерти. В пересказе фильм грозит показаться если
не американским, то, чего доброго, советским. На самом деле Тавиани
антитоталитарны не только в идеях, но и в эстетике. Даже в коллективной
народной драме они избегают хоральных и скульптурных эффектов героизации.
Единение людей здесь не идеологическое: оно совершенно случайно и абсолютно
закономерно возникает в роковые часы истории. Столь же иррационально
разъединение внутри общины. Фашисты и антифашисты, встретившись на пшеничном
поле, то ли сражаются, то ли играют в прятки; они знают друг друга с детства,
окликают соседей по именам, и их желание обняться лишь чуть слабее рефлекса
убивать. Словно персонажи буффонады, они неуклюже стреляют и неуклюже умирают,
вызывая эффект смеха сквозь слезы, присущий великому искусству. Это искусство в высшей степени
кинематографично. Те же американцы обнаружили в итальянских братьях самых
больших стилистов со времен Хичкока и Орсона Уэллса. Их языческая мощь,
сдерживаемая лишь утонченной иронией, предвосхитила всплеск неоварварства. |