"Ленинградские ковбои" в
гротескных чубастых париках и полуметровых остроносых ботинках поют
"Дубинушку" и "Дилайлу", обняв своих русских братьев в
мундирах. А в ответ на восторги публики в очередной раз демонстрируют свой
фирменно-кошмарный английский: "Сэнк ю вери мэни!" Еще бы: благодаря
Каурисмяки "ковбоям" удалось прокатиться по своей прародине —
Америке, заглянуть в Мексику и — это уже в воображении — вернуться в сибирский колхоз.
Репертуар кантри-мьюзик они обогащают лирическими напевами о полях и фермах.
Заметим, что веточка стеба на древе соцреализма расцвела в творчестве
Каурисмяки задолго до появления старых песен о главном. Действие большинства картин Аки
происходит словно бы в одном из наших захолустий. Русское влияние, зачастую
эстонски опосредованное, проникает в Финляндию через воздух и быт, историю и
географию. И если Каурисмяки экранизирует "Преступление и наказание",
если в его фильмах то и дело звучат Шостакович и Чайковский, это свидетельство
близости русской культуры — близости не только духовной, но и физической, что,
как известно, укрепляет любой союз. Близость проявляется и в глубоких
соитиях, и в случайных, мимолетных касаниях. То вдруг в фонограмме фильма
послышится обрывок русской речи — из телевизора, что без труда принимает нашу
программу. То зазвучит голос Георга Отса, то песня "Не спеши"
(Бабаджанян — Евтушенко — Магомаев), памятная тем, кому за тридцать. И хотя
поют по-фински, какая-то есть неслучайность в этой случайности, какое-то
отчужденное языком ностальгическое напоминание о нашей душевной родственности.
А в фильме "Береги свою косынку, Татьяна" (1994) трогательные отношения
двух финнов, эстонки и гостьи из Алма-Аты с блистательным лаконизмом
характеризуют менталитет финских мужчин и советских женщин, каким он был до
сексуальной революции и распада Союза. Каурисмяки — певец "страны, которой
больше нет": имеется в виду Финляндия дотелевизионной эры. Певец городских
предместий и ненавистник красивых ландшафтов, которые он в крайнем случае готов
запечатлеть мимоходом, из мчащейся машины. Мир режиссера пронизан инстинктом
саморазрушения, клаустрофобией длинных белых ночей и ощущением задворок Европы.
Маргиналы в маргинальной стране — центральная тема фильмов "Тени в
раю" (1986), "Ариэль" (1988), "Девушка со спичечной
фабрики" (1990, за эту трилогию Аки окрестили "пролетарским метафизиком"
и "постмодернистским Бергманом") и недавней картины режиссера
"Вдаль уплывают облака". Их населяют официантки и продавщицы,
мусоросборщики и шахтеры, водители трамваев и трайлеров, проклинающие свою
работу, когда она есть, и проклинающие жизнь, когда эту работу теряют. |