Серая, как мышка, затравленная
"девушка со спичечной фабрики" мстит этому миру с артистизмом и
изяществом, достойным великих преступниц и магических кинодив. Не меняя
затравленного выражения лица, она отправляет на тот свет маму, отчима, отца
своего будущего ребенка и случайного приставалу в баре. И нет по этому поводу
никаких моральных стенаний, есть лишь саркастический оскал запредельности. Это
новое воплощение андерсеновской "маленькой спичечной девочки" —
воплощение, полное тихого ужаса перед жизнью и вместе с тем дарящее катарсис,
от которого, как утверждают знатоки, сладко затрещали бы кости Аристотеля. Протагонист "Теней в раю" —
мрачный усатый тип по имени Никандер. По профессии — мусорщик,
"дерьмосборщик"; плохие зубы и желудок, больная печень. Холост. Вечером
после работы: кино, потом бар, пока не упьется и не вляпается в историю. Утром
рискует обнаружить себя то ли в тюремной камере, то ли на свалке с разбитой
головой. На вопрос своей подружки "Чего ты
хочешь от меня?" Никандер отвечает: "Я ничего ни от кого не
хочу". Он не хочет даже выигрывать, когда режется в карты. Он —
прирожденный и убежденный аутсайдер. Сколько бы ни ходил на курсы и ни зубрил
чужие слова, ему никогда не одолеть английский. И внешне актер Матти Пеллонпяа
— излюбленный исполнитель режиссера — никак не отвечает имиджу высокого
спортивного скандинава. Под стать ему и подружка, которая то появляется, то
исчезает из жизни Никандера. Такое же забитое, тщедушное существо с хронической
безнадегой во взоре. Из казалось бы зеленой тоски Каурисмяки
высекает целый пронзительный спектр состояний финской души. Оказывается, она
на многое способна. И на веселое безумство, и на нежность, и на хладнокровное
убийство. И на полный мрачной решимости вызов судьбе. И на истинное наслаждение
музыкой со старой пластинки, найденной на той же свалке. Илона (так зовут
подружку) бросает к черту опостылевшую работу в супермаркете и уносит с
собой... кассу, которую Никандер без затей вскрывает ломом. И оба балдеют на
прохладном морском пляже: их улыбка счастья полна такой же мрачной решимости,
как и навык переносить невзгоды. Не спеши, когда грущу в тиши, не спеши, не
спеши... А потом двое авантюристов-изгоев
отправляются — куда же еще? — в круиз в Таллинн, тогда еще с одним
"н", на шикарном белом теплоходе, тогда еще под гордым советским
флагом. Что может быть романтичнее? Разве что выбор, сделанный другой любовной
парой, которая, ограбив банк, смывается в Мексику. Тоже на белом судне, что поэтично
зовется "Ариэль" и, в свою очередь, дает название еще одному фильму
Каурисмяки. Еще одному социологическому эссе из финской реальности. Здесь
герой — бывший шахтер из Лапландии, — оказавшись безработным, перебирается в
Хельсинки, познает быт тюрем, ночлежек, с головой окунается в тени
капиталистического рая и выныривает оттуда заправским гангстером, попутно
прихватывая в новую жизнь сторожиху банка и ее сообразительного сынишку. |