Режиссер окутывает невозмутимой поэзией
усилия своих героев вырваться из плена лунатических ночей, дорогих и унылых
алкогольных увеселений, принудительных уроков английского. "Невыносимая
легкость бытия" запросто превращает обывателя в анархиста, а неудачника —
в преступника. Столь же легко трансформируется жанр: от социальной драмы —
через черную комедию — в криминальную сказку-утопию. А за кадром тянется
сладкая и печальная песня о том, как свет фар разгоняет ночные тени и уносит
путника туда, где безумствует мечта. Фильмы Каурисмяки, "мрачные и
прекрасные, как сентябрьский вечер", то и дело озаряются вспышкой чуда,
северного сияния. Каурисмяки не делает из своих героев
монстров, но не делает и из монстров героев. Он показывает человека как поле
для игры возможностей, все время меняя угол зрения, очередность ходов и ставки.
Выигрывает тот, кто проявит больше выдержки и фантазии. И сам режиссер
выигрывает, открывая в финском характере скрытый темперамент, спонтанность,
юмор. Вы не забудете двух работяг за обедом:
угощаясь сыром, один обещает вернуть долг паштетом. Вы поймете папашу-пьяницу,
который, не найдя в доме денег, прихватывает детскую копилку. Вы оцените
ироничное целомудрие любовных сцен — даже в самых извращенных, невротических
коллизиях. Аки считает, что американцы вполне обеспечивают сексуальную часть
кинематографа, так что ему нет резона заниматься этим. Затраханные жизнью
одинокие герои, найдя Друг друга, ложатся в постель и безо всяких движений
впадают в полную умиротворенность. "Ты исчезнешь утром?" —
спрашивает женщина. "Нет, мы будем вместе всегда", — отвечает
мужчина. Каурисмяки, не учившийся в киношколах,
сам пробившийся в режиссуру, долго считался "бэд-боем" финской
киноиндустрии. Однажды он обратился в Кинофонд за субсидией и прислал
сценарий, но без последних двадцати пяти страниц. В сопроводительной записке
режиссер объяснял, что часть текста съела его собака. Вскоре пришел чек на
половину обещанной суммы: Финский Кинофонд с сожалением сообщал, что остаток
денег был употреблен их собакой. Однако никто не может отрицать, что
именно Каурисмяки реанимировал культурный интерес в мире к своей стране.
Интерес, которого, говорят, не было со времен олимпийского триумфа какого-то
финского атлета в 20-е годы. Каурисмяки заставил мир выучить свое трудное имя.
Он стал для Финляндии тем же, чем Альмодовар для Испании. Ее полпредом в
культуре. Живописателем ее флоры и фауны, ее физиологии и антропологии, ее
рефлексов и нравов. Впрочем, его фильмы — не только о финнах.
Они органично вписаны в европейскую культуру, и недаром в числе давних проектов
Каурисмяки числится "Одиссея". Еще в картине "Гамлет идет в
бизнес" (1987) режиссер без всякого видимого насилия уложил классический
сюжет в среду современной промышленной элиты. Клавдий безропотно превращается в
Клауса, а датский принц — в чувствительного недоросля "с сердцем теплым,
как холодильник'', пожирающего колбасу ломтями и ногой врубающего магнитофон.
Борьба за власть осталась неизменной пружиной человеческих отношений с
шекспировских времен, зато в качестве предмета нежной страсти деньги вытеснили
все остальное. |