Каурисмяки ввел в иконографию
европейского кино два образа, созданных актером Матти Пеллонпяа и актрисой Кати
Оутинен — двумя потрясающими минималистами-меланхоликами. Им, по словам
режиссера, не приходится, как другим актерам, отрубать руки, если ими слишком
размахивают. Главная роль в фильме "Вдаль уплывают облака" была
написана на Матти, который умер от сердечного приступа перед самым началом
съемок. Тогда Аки переделал этот характер в женский, и поручил сыграть его
Кати. Сам режиссер — тоже наследственный
ипохондрик и меланхолик (его отец и дед покончили жизнь самоубийством) —
вытесняет депрессию работой. Которой он, по его уверениям, всячески стремится
избежать. Именно поэтому частенько обращается к литературе, чтобы не корпеть
над сценариями и сэкономить время для бара. В баре он якобы впервые прочел
"Гамлета" и сочинил по нему импровизированный сценарий. А лучший из
всех баров, по убеждению Аки, находится в Хельсинки, называется "Москва"
и принадлежит ему самому на пару с Микой. Здесь он частенько бывает, когда
возвращается домой из Португалии, которая стала его второй родиной. Еще одна
окраина Европы... На сцену Московского фестиваля Каурисмяки
вышел за наградой с бутылкой шампанского. Приехав в Карловы Бары, первым делом
оценил "бехеровку", а в Глазго опустошил больше всех бутылок с
виски. Верит, что рай состоит из настоящего профессионального ресторана, где
можно встретить Бунюэля, Эриха фон Штрогейма и Ясудзиро Одзу. Несмотря на приз в Москве, на показы в
Сочи и на два-три фильма, промелькнувших по питерской телепрограмме,
Каурисмяки у нас абсолютно не востребован. В том числе и
режиссерами-постмодернистами, тотальными апологетами стеба. Между тем их
неуклюжие по большей части попытки "протыриться" в Европу не
учитывают драгоценного опыта Аки. Именно он ловко использовал и обыграл клише
западных представлений о России. Именно он создал привлекательный образ
северного изгоя-алкоголика, бедного, но гордого, наделенного загадочной, почти
славянской душой. Увлеченность Аки старым кино побудила его
снять в 1999 году мелодраму "Юха" — экранизацию классического
финского романа о молодой деревенской женщине, соблазненной городским
ловеласом, и о страшной мести ее мужа. В этом фильме нет слов, есть только
скрип закрывающейся двери, шум мотора от машины и звуки оркестра, в
сопровождении которого идет картина. Аскетизм и минимализм, ставшие спутниками
Каурисмяки, доведены здесь до эстетического предела. 26. Дени Аркан. Археолог из Монреаля
"Иисус из
Монреаля" "Закат Американской
империи" На фестивалях последних лет не раз в
центре внимания оказывались канадские фильмы. Кинематограф этой страны,
подавленный мощью голливудского соседа, хоть и страдает от авитаминоза, выдает
время от времени химерические шедевры. То "Леоло" Жан-Клода Лозона —
гимн патологической детской фантазии. То "Экзотику" Атома Эгояна —
симфонию комплексов и фобий. То "Голый завтрак" Дэвида Кроненберга —
поэму о наркотических галлюцинациях. |