Фильмы Дени Аркана входят в эту избранную
коллекцию. И выделяются более глубокой укорененностью в том, что с некоторой
неуверенностью может быть названо "канадской культурой". Аркан стал всемирно знаменитым после
фильма "Закат Американской империи" (1986). Он вызвал ужас у неуспевшей
перестроиться отборочной комиссии Московского фестиваля и прошел у нас
полулегально — под эгидой спецов-переводчиков, призванных микшировать
неприличие диалогов. Зато был номинирован на "Оскара". Как три года
спустя '"Иисус из Монреаля", ставший также событием Каннского
фестиваля. Но эти работы режиссера, включая его первую англоязычную постановку
"Остатки любви и человечности" (1993), — лишь доступная издалека
иноземному взору вершина айсберга. Глубинная, подводная его часть осталась
принадлежностью канадского Квебека. Как и сам Аркан — паршивая овца в местном
киношном стаде. Начать с того, что по образованию он
историк и еще со времен первых любительских киноопытов в Монреальском
университете стал объектом травли. Его никак не хотели пускать в свою вотчину
"клопы" с соседнего факультета, считавшие себя
профессионалами-кинематографистами. Не сложились у Аркана и отношения с
Национальным Киносоветом — главным патроном канадской киноиндустрии. По его
заказу Аркан снимал короткометражки об истории страны, о Монреале, о спорте —
пока однажды не сделал острую ленту о жизни квебекских рабочих-текстильщиков.
Под давлением лоббистов из Канадского текстильного института этот трехчасовой
документальный фильм был запрещен, а Киносовет начал вставлять Аркану палки в
колеса. То отправит очередной фильм на полку, то откажется делать англоязычную
версию, что в условиях Канады резко ограничивает круг публики. По словам Аркана, Национальный Киносовет
видел свою сверхзадачу в том, чтобы промывать мозги народу и доказывать, что в
Канаде все прекрасно, поля плодоносят благодаря новейшим технологиям, Гленн
Гулд замечательно играет на фортепьяно, а Пол Анка — не просто звезда, но живой
символ процветающего национального шоу-бизнеса. Одно только естественное
отвращение к этой лакировочной картине должно было привести к появлению
фильмов-протестов. Аркан сделал таких фильмов несколько, и
их можно было бы назвать политическими, если бы не присущий им философский
пессимизм. Основная тема этих, все еще документальных лент — предательство на
всех уровнях современной жизни. Сменяющиеся одно за другим правительства, что
либеральные, что автократические, соревнуются в коррупции. Политические партии
предают своих избирателей, а те, в свою очередь, предают Квебекскую партию
сепаратистов, сначала провоцируя ее взлет, а затем, в страхе потерять
гарантированное благополучие, голосуя на референдуме против отделения Квебека. |